Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Верую, Господи

НЕУЖЕЛИ Я СПАССЯ?

Если спросить любого из нас: «Почему ты веришь в Бога?» — каждый сможет рассказать историю своих духовных блужданий, потерь, горя, которые были как гром среди ясного неба, или вспомнить чудную встречу с духоносным человеком, которая перевернула всю его жизнь, подтолкнула к храму. О вере, о том, почему мы верим, размышляет клирик московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке Московской епархии о.Андрей ТКАЧЁВ.

Быть может, вам приходилось слышать или читать, как протестанты рассказывают о своём пути к Богу. Это очень похожие истории, в них мало оригинального, всё по шаблону: когда я был без Бога и не знал, что Иисус — мой Спаситель, я был ужасным человеком. Я ругался с женой, я даже курил, иногда ругался матом, а если пил, то так, что лежал в стельку. А потом я узнал, что Христос — мой Спаситель, и с тех пор уже много лет я не пью, не курю, не ругаюсь матом. Стандартные истории, эдакие «жития святых» в одном экземпляре.

Совершенно иначе происходит с православными людьми. Мало тех, что приходят к Богу от великой радости, под влиянием какого-то верующего, чистого душой человека, или читая умные книжки. В основном наши люди идут к Богу, падая, расшибаясь, но идут. Приходят к Богу, кружа и колеся по всяким другим вероучениям, попадая в секты, но выпутываясь из их липкой паутины. Приходят, оставляя за спиной мучительные страдания, разбитые жизни, поломанные мечты. Многие уверовали, побывав в горячих точках. Эти кошмарные истории надо слышать! Но уж когда приходят в православие, стараются воцерковляться, исправляться, забыть о прошлом. Но то, что остаётся у них за спиной, — это чрезвычайно интересные вещи, колоссальный опыт. Иные приходят к вере, оказавшись за границей. Человек может родиться в Иркутске, закончить школу в Сиднее, а потом жить в Архангельске или Африке, потому что родители уехали туда работать и забрали детей с собой. Повзрослев и поколесив по Европе, человек может, махнув на всё рукой, уехать на Камчатку. Мы все так и живём, оторванные от своих корней, от родовых могил. Редко кто рождается, живёт, трудится, рожает и воспитывает своих детей там, где жили его бабушка с дедушкой, родители и прадеды.

Сколько раз слышал истории вроде этой, с душевной болью рассказанной одним знакомым: «Я жил в Санкт-Петербурге около Александро-Невской Лавры, но зайти в храм было недосуг. А потом уехал за хорошей жизнью в Италию (другие едут во Францию, Германию, Америку...). И там пришёл к Богу. Увы, православного храма рядом не оказалось, и мы теперь ездим в церковь за 150 километров один-два раза в месяц, потому что я работаю с утра до вечера. Какой же я был дурак! Эх, если бы отмотать время назад!» И нет у них теперь такой радости, как церковные купола, видные из окна, колокольный звон, льющийся в эти же окна, зовущий на службу. Но они нарадоваться не могут, что теперь с Богом, что они — верующие.

А сколько сегодня людей, которые, прежде чем начнут креститься по-православному и научатся говорить: «Господи, прости! Господи, помилуй!», успевают побыть иеговистами, протестантами, сайентологами, кришнаитами или с неоязычниками через костры прыгают... Слава Богу, всё это наши люди преодолевают каким-то удивительным образом — видимо, Бог ещё бережёт наш народ. И бесы отступают, бегут, как из тех двух бесноватых, когда, выйдя из них по слову Христову, вошли бесы в свиней и погубили целое стадо животных, бросившись в море. Но сквозь все тернии, беды и скитания мы приходим к православию. Православие — это Золушка, этакая замарашка на балу красивых, разодетых девушек, которых король позвал на бал. Но именно её любит принц, именно она составит его счастье. Так и православие — только оно ведёт своих чад ко Господу.

Пока человек пробивается к Господу, он столько всего успевает узнать и пережить! Сколько людей приходят к Богу в тюрьмах, в больницах! Чем меньше здоровья, тем больше веры и упования на милость Божию. Насколько меньше было бы верующих, если бы не страдания и тяготы, которые посылает нам милосердный Господь! Но этот тяжкий, горький опыт и составляет сокровищницу Церкви. Вот внучок спрашивает: «Бабушка, расскажи, почему ты веришь в Бога?» — «Знаешь, внучек...» — начинает бабушка и дальше следует берущий за душу рассказ об ужасах пережитой войны, о блокаде, голоде и холоде, взаимопомощи близких и соседей и о чудесной Божией помощи, когда смерть уже глядела в глаза. Как снаряд попал в дом, но именно их квартира уцелела, потому что в красном углу висела икона Христа Спасителя. Она рассказывает не вычитанные где-то истории, а конкретные случаи из своей жизни, находя такие слова, что внук будто наяву переживает с ней всё заново и становится взрослее, умнее, милосерднее. Этот внучок ещё до катехизиса, до изучения Закона Божия получает таким образом самые главные в своей жизни уроки Промысла Божия.

Я собрал подобные свидетельства в книге «Почему я верю?». Но есть немало книжек «Почему я не верю?». Насколько горячо люди доказывают, почему они веруют, настолько же горячо объясняют, почему не веруют. Вера — это состояние предельной заинтересованности, это такая вещь, которая заставляет говорить о себе шёпотом, или с придыханием, или застегнувшись на все пуговицы, или вытирая пот со лба. Потому что человек пытается говорить о самом главном, что произошло в его жизни. Наш народ достаточно суров и к вере относится с суровой серьёзностью. И вот тут могут быть перегибы. Если уж наш человек уверовал, он будет требовать того же от окружающих. И пока один в семье воцерковляется, другие становятся мучениками. Не надо быть «слишком православными». Надо понимать, что и к ним, как к тебе, Господь постучится в сердце — в своё время.

Подавляющее большинство из нас обретают веру уже взрослыми. Тех, кто уверовал в детстве, мало. К тому же в разные периоды жизни вера у нас разная. Той веры, что была у нас в пятилетнем возрасте, в семь лет нам уже мало. А в четырнадцать лет та вера, что была в семь лет, нас уже не удовлетворяет. Надо двигаться вперёд, надо всё переосмыслять. И так всю жизнь. Потому что взрослый человек уже не всё принимает на веру, возникают жёсткие, неудобные вопросы, требующие ответов. Надо иметь веру, соответствующую нашему духовному состоянию, и подтверждать свою веру делами. Поэтому, я считаю, это великое благо, что у нас сейчас большинство людей приходят к вере изрядно побитыми жизнью. Ибо они чувствуют, как Господь ведёт их, направляет. То есть, может быть, на Западе и приходят к вере, образно говоря, празднично одетыми, с красивой дамой под руку. А у нас люди, как правило, выползают на берег веры после жизненного кораблекрушения, в разодранной одежде, с пересохшей глоткой, но замирая от радостной надежды: неужели я спасся?! Такой человек свою веру задёшево не отдаст. Такого человека не соблазнить, не запугать, не сбить с толку, ибо он дорого заплатил за свою веру, он её выстрадал, он знает, что спасти его может только Господь Бог наш Иисус Христос. И исторически Россия очень дорого заплатила — жизнями тысяч новомучеников и исповедников, — чтобы сохранить православную веру, чтобы принадлежать к Соборной Апостольской Церкви. Будем же достойны!

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая