Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Национальное богатство

ИСТИНА — В ИГРЕ

Чем больше играет ребёнок, тем выше его способности познавать мир, раскрываться, внутренне расти и радоваться миру, учиться жить. Всегда ли мы, взрослые, понимаем это? Вот малыш в песочнице делает «куличики». Мама на страже: «Не играй с водой — вымокнешь»; «Куда полез? Там крапива!»; «Слезь с камня — упадёшь, расшибёшься». Будь малыш послушным ребёнком, ему бы осталось только сесть рядом, сложить руки и внимать безчисленным предостережениям. Слава Богу, он продолжал играть и познавать мир. Игра — великая помощница в воспитании наших детей. Даже не в воспитании, а в пестовании. В чём разница? А вот послушайте. Если вы ребёнка просто пеленаете, моете и кормите, — это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: «Ах ты моё солнышко! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем ползуночки», — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются. А вот если вы, умывая дитя, произносите пестушку: «Водичка, водичка, умой Ванино личико, чтоб глазки блестели, чтоб щёчки горели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок», — это вы уже устанавливаете глубокий эмоциональный контакт с малышом и приобщаете его к русскому мировосприятию.

По мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается. Мозговая деятельность соотносится с мелкими движениями пальцев. Если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать. А раскрытие ладошки легче происходит при прикосновении к круглой поверхности — к собственной голове, к маминой руке. «Ладушки, — говорите вы, — ладушки, — и выпрямляете пальчики малыша на своей ладони. — Где были? У бабушки! — соединяете его ручки ладошка к ладошке. — Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши. — Пили простоквашку! — ещё раз хлопнули. — Кыш, полетели, на головку сели!» — Это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности. Понятно теперь, почему игра называется «ладушки»? Да потому, что она налаживает работу детского организма. И спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова «ладонь»? От слова «лад», т.е. центр наладки!

Игра — это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребёнок познаёт мир, учится общению. Через игру ребёнок «примеряет» на себя саму жизнь. Игра может подсказать будущую профессию — учителя, врача, продавца, ветеринара... Ведь события для игр дети берут из реальной жизни! Игра сплачивает семью. Ведь не секрет, что в иных семьях общение родителей с детьми ограничивается набившими оскомину вопросами: «Уроки сделал?»; «Что было в школе?»; «Поел? На ночь умылся?»... И такими же стандартными ответами. Помню, с нами мачеха играла в подвижные игры — лапту, «чижа», городки... Проигравший должен был помыть посуду, или почистить картошку, или подмести двор, или снести наколотые отцом дрова в сарай... Работа была не в тягость. Каждый старался побыстрее сделать задание и вернуться в игру. Вечером за столом отец говорил: «Какой у нас вкусный ужин, это потому, что Ира картошку почистила, а Витя посуду помыл». Похвала делала нас именинниками.

Сейчас, когда нашу жизнь заполонили компьютеры и различные игровые приставки, дети разучились общаться, играть сообща. Но никакая техника не заменит живого общения, духа соперничества, веселья и радости, которые сопровождают все без исключения подвижные игры. Помните, поди, как не хотелось идти домой, когда слышался зов матери: «Поздно уже. Пора домой!» Ведь жизнь — это движение. Верните детям детство. Возрождайте русские народные игры. Раньше собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Вместе справляли праздники, пели рождественские колядки, масленичные прибаутки. А покровские гулянья, а троицкие качели и хороводы у берёзок! Календарные народные игры — подлинное национальное богатство. Например, в песнях Масленичной недели есть сведения о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении.

Не все помнят народные традиции, игры. Но тут на помощь приходит семейный клуб «Мал да удал», который расположился на Васильевском острове (ул. Камская, 18). Задача клуба — показать, как можно воспитывать и образовывать наших детей посредством той традиционной культуры, которая у нас в России существует, как бы её ни пытались уничтожить. Особенно важен вопрос мужского воспитания. Так уж случилось, что у нас после войны закончилось как таковое мужское воспитание. Раздельные школы для мальчиков и девочек были упразднены. Педагоги нынче в основном женщины. Поэтому к работе в клубе привлекаются мужчины. Чтобы хотя бы через праздники, игры, трудовую активность, походы дать мальчикам уроки достойного мужского поведения. Можно пригласить коллектив клуба провести игры и занятия на приход, в школу, в детский оздоровительный лагерь. Или посещать занятия в клубе.

Перед каждым занятием или игрой все участники обязательно молятся. А потом начинаются коллективные игры, культура которых почти утрачена или основательно забыта. Что это за игры и что они дают? Например, хоровод вокруг шеста с цветными лентами. Каждый участник берёт конец одной ленты и попеременно ныряет под ленту соседа, который идёт тебе навстречу, в итоге на шесте заплетается коса. Встречаясь с играющими, можно сказать что-то приятное, улыбнуться или петь песни-потешки: «Орешки-потешки, щелкуночки мои...» Но, играя, нельзя смотреть, правильно ли на шесте коса из лент заплетается. Это первый аскетический опыт в игровой форме: не смотреть, т.е. потерпеть. А также учит дисциплине: чтобы узор из лент сложился, нужно делать всё чётко, ладно, в свой черёд.

Другие игры учат вниманию, доброжелательности, умению стоять друг за дружку. Для следующей игры необходима замкнутая в круг верёвочка. Игроки берутся обеими руками за верёвочку с внешней стороны. В центре круга — водящий. Его цель — коснуться руки одного из играющих, а они во время атаки водящего могут убрать эту руку. Но если играющий опускает две руки или по одной из них попадает водящий, то уже игрок становится водящим.

А во время поста, чтобы утихомирить расшалившихся детей, можно поиграть в такую игру... В круг встают родители, бабушки, дети. Игроки сначала хлопают в свои ладоши, потом в ладони стоящих от него слева и справа игроков. При этом читаем считалочки. Ритмические хлопки сосредотачивают и успокаивают ребятню.

Их много — подвижных, добрых, сплачивающих игр. Когда они возникли? Кто их придумал? Ответ один: они созданы в незапамятные времена народом, так же как и сказки, и песни.

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая