Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

1 мая — Светлое Христово Воскресение

ВСЕ НАСЛАДИТЕСЬ ПИРОМ ВЕРЫ

Воскресение Христово открывает нам истину... о человеке, ибо мы узнаём, сколь драгоценны люди в очах Бога. Настолько драгоценны, что Господь Сам облёкся в плоть, был распят и погребён за нас. Сойдя с Небес на землю, Сын Божий сошёл затем и в самую глубь и мрак земли. А затем Воскрес и вознёсся, наполняя Собою и небо, и землю, и преисподнюю. На Небе Он — Царь и Господь, Который «воцарися, в лепоту облечеся» (Пс.92,1), земля — «подножие ног Его» (Мф.5,35). А в сердце человеческое Он хочет вселить стремление ко благу, то самое «благоволение», чтоб не на скрижалях каменных, но на сердцах людских был написан Закон Его. Увы, многие в это очень важное время занимаются делами пустыми — бегают по магазинам, запасаясь продуктами, ищут необычные рецепты куличей, краску и наклейки для яиц, жарят-парят... На богослужения забегают, если время выкроят, да ещё чтобы освятить праздничную снедь. А во время пасхального застолья поднимают бокалы со словами: «За Воскресшего Христа»... Как правильно готовиться к светлому празднику Воскресения Христова? На этот и другие вопросы отвечает диакон Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Сергий УЧАНЕЙШВИЛИ.

Светлое Христово Воскресение — Праздник праздников, ибо Жизнь восторжествовала над смертью. Поэтому он должен отличаться от всех прочих праздников. И уж конечно, Пасха — праздник не тела и ублажения оного, но духа и души. Вслушайтесь в пасхальное богослужение — в нём сконцентрирован весь сокровенный смысл, вся духовная сила этого важнейшего для человечества события. Кстати, Пасха продолжается каждое воскресенье — мы празднуем её 52 раза в год! И Евангелие, в котором говорится о Воскресшем Христе, читается регулярно вечером в субботу. Но Светлое Христово Воскресение мы празднуем один раз в году и подойти к нему должны с душой подготовленной, очищенной.

Для того мы и постимся 40 дней, в подражание Самому Спасителю, Который после водного крещения от Иоанна пошёл в пустыню и 40 дней постился и был искушаем от диавола. Великий пост принят всей полнотой Церкви на уровне Вселенских Соборов и, в отличие от других постов, соблюдается всеми Поместными Церквами. Вот и мы, радостно и нелицемерно проведя Великий пост, должны достойно подойти к Страстной седмице. Заостряю на этом сугубое внимание, поскольку раньше на Руси в дни Страстной седмицы даже предприятия не работали, народ молился. Но раньше и уклад жизни был более патриархальный. Для нас главное, чтобы последняя седмица была строгой, собранной — особенно после Вербного воскресенья, когда мы празднуем Вход Господень в Иерусалим, а перед тем ещё воскресение Лазаря (в эти дни по традиции можно вкушать икру), ибо Страстная седмица — время, когда Иисус Христос идёт навстречу человеку.

Недаром в народе даже появились особые названия дней Страстной седмицы, например Чистый Четверг. Некоторые трактуют это так, что надо вымыть-вычистить дом, выскрести все углы, всё перестирать. Это благоговейная народная традиция, и слава Богу, что будет чисто, поскольку и жилище своё человек должен готовить к встрече с Господом. Но не это ведь главное. В Страстной Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю, которая оставила нам Божественную Евхаристию: преломляя хлеб и благословляя его, Христос говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26,26). Взяв чашу с вином, сказал: «Пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя, Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26,27—28). Но пред тем Сын Божий омыл Своим ученикам ноги, показав образец смирения всем учителям Церкви: будучи учителями, надо быть слугами своей паствы.

— Батюшка, вы в своей жизни хоть раз видели, чтобы священник мыл ноги своим прихожанам?

— Лично я мыл, и неоднократно. Когда в крестных ходах люди стирали ноги в кровь, я омывал им ноги. И на отдельных приходах у нас эта традиция поддерживается. Если бы этот момент не был важен, он не упоминался бы в Евангелии. Помните, когда Пётр сказал Христу: «Не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин.13,8). Символизм этого действия в том, чтобы каждый пастырь помнил слова Христа: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк.10,43). Недаром слово «священнослужитель» имеет в своём составе глагол служить. Но и паства должна помнить, что священнослужитель служит Господу, и не должна обоготворять своего священника, ибо оказывает тем самым плохую услугу своему батюшке. «Омыть ноги» — значит любить и помогать ближнему, носить немощи друг друга. Даже если перед нами падший человек, спившийся, бездомный, безпутный — он тоже носит в себе образ Божий. Зерно вашей доброты, посеянное в его душу, когда-нибудь прорастёт и может дать добрый плод. Всё зависит от того, насколько искренно, от души, делаем мы добро.

Очень важно, что Христос омывает ноги ученикам перед тем, как преподнести Себя (Тело и Кровь Свою) в виде вина и хлеба. И именно на этой вечере Христос сказал своим ученикам, что один из них предаст Его, потом обмакнул кусок хлеба, подал Иуде и произнёс: «что делаешь, делай скорее» (Ин.13,27).

— То есть Христос как бы подтолкнул Иуду к действию. И в Евангелии сказано, что в Иуду после сего куска вошёл сатана. Значит, Иуда должен был это сделать? В этом была его миссия?

— Для многих этот момент очень искусительный. Возникают вопросы: а могло ли быть иначе? Если бы не было Иудина предательства, могло ли каким-то другим способом состояться спасение человечества, без крестных страданий Спасителя? Не надо за Бога придумывать более «простой» и «совершенный» путь для спасения. Важно Воскресение Христово. Жизнь людей после пришествия в мiр Христа, Его проповеди, крестной смерти и Воскресения перешла в другое качество. Момент принесения Богом в жертву Самого Себя — Одного из Лиц Пресвятой Живоначальной Троицы — очень важен: без жертвы в этой жизни невозможно добиться спасения. Ведь даже в нашей обыденной жизни никто не может добиться чего-то большого, значимого, если не жертвует — личным счастьем, временем, какими-то удобствами, здоровьем, сном... А если говорить о духовном, то ведь и Великий пост — это принесение нами безкровной жертвы ради Христа, ради очищения души и приобретения духовных ценностей. На войне солдаты жертвуют жизнью ради своей Родины, женщины жертвуют собой ради детей, мужчина жертвует удовольствиями, чтобы обезпечить семью и т.д. Вся наша жизнь — череда больших и малых жертв. А пример великой жертвенности — Христос, принесший в жертву Самого Себя. Бог(!) отдал жизнь за Своё творение — за человека.

Будучи Богом, Христос был и Человеком и потому прекрасно понимает каждого из нас даже на уровне физического состояния. Ибо Сам знал, что такое холод, голод, жажда, боль, клевета... Поэтому нам, христианам, в каком-то смысле легче обращаться к Богу, потому что мы обращаемся не к некоему абстрактному, неведомо как выглядящему существу, но к Богу, Который, вочеловечившись, был таким, как и мы, по плоти. Бог уничижился до доступности простому человеку, но одновременно Он и обо´жил нас всех, как говорил блж.Августин.

Знал ли Христос, что Иуда предаст Его? Конечно, знал. Как может Бог чего-то не знать! Почему же принял Его в круг Своих учеников? Потому что Бог каждому из нас даёт свободу выбора. Мог Иуда одуматься и не предавать Христа? Мог. Сребролюбие, жадность перевесили любовь к Учителю. Мог Иуда надеяться, что и сам получит деньги, и Христос спасётся, уйдя невредимым из Гефсиманского сада? Возможно. Во всяком случае, осознав, что натворил, он пытался вернуть проклятые 30 сребреников первосвященникам. На эти деньги была приобретена земля горшечника для погребения странников. А Иуда, несмотря на то что, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, лишился Царства Небесного.

Христос также знал, что Пётр отречётся от Него. На той же Тайной Вечере Он сказал ему: «Прежде нежели пропоёт петух, трижды отречешься от Меня» (Мф.26,34). Что было дальше? Когда они пришли в Гефсиманский сад и стражи взяли Христа, Пётр извлёк меч и отсёк ухо одному из рабов первосвященников. Он не побоялся встать на защиту Учителя, но Христос сказал: «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф.26,54). Но когда кто-то чуть позже сказал, что Пётр — ученик Иисуса Галилеянина, он отрёкся от Спасителя. Ещё дважды указывали на него, и Пётр вновь отрекался. И тут запел петух... Разве отречение не было предательством? Правда, вспомнив слова Иисуса о его отречении, Пётр горько заплакал, раскаиваясь. Да и отрёкся Пётр не за деньги, а из понятного человеческого страха. И Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Пётр всю оставшуюся жизнь при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своём отречении. Так что Пётр сделал свой выбор, Иуда — свой.

Сам Иисус Христос по Воскресении Своём простил Петра, как Он прощает вновь и вновь каждого из нас, сколько бы мы ни оступались, ни грешили. Главное — чтобы мы осознавали своё недостоинство и каялись непритворно.

— Допустимо ли сказать, что Иуда тоже был принесён в жертву, чтобы свершилось предначертанное? Ведь сколько веков прошло, а его всё проклинают. Его имя стало нарицательным: иудой называем мы всякого предателя.

— Это был выбор самого Иуды. Ведь и Люцифер был сначала ангелом света и был поставлен над всеми ангелами и только по своей свободной воле пал до самого низа, до самого дна преисподней. Так и у каждого из нас есть выбор, с кем быть — с Богом или с диаволом. И ведь в повседневной жизни мы очень часто выбираем зло не потому, что иначе нельзя, а потому, что внутри нас что-то расположено ко злу. Это ужасно, но через гордыню, тщеславие, сребролюбие, другие пороки мы принимаем зло и даже стремимся к нему. Иуда — олицетворение порока сребролюбия. Он крал деньги даже из ящичка для пожертвований, который Иисус доверил ему носить. Почему доверил? Таким образом Он давал Иуде возможность покаяться и исправиться.

Господь всем нам даёт возможность покаяться в грехах и исправиться. Он ждёт нас — праведников и заблудших овец, — ждёт с любовью и верой, что мы придём в Его объятия. Иисус Христос прямо говорит нам: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин.11,25). Поэтому и пасхальная радость у нас одна на всех — и для работавших с первого часа, и для пришедших в час одиннадцатый. Повторю слова свт.Иоанна Златоуста: «Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости. Никто не рыдай о своём убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба возсияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!»

Христос Воскресе!

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая