Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Неделя о мытаре и фарисее

ДА НЕ С ФАРИСЕЕМ ОСУДИМСЯ…

Святые отцы учат, что всякую евангельскую притчу следует толковать различными способами, с различных точек зрения; и это правильно, потому что притчи Господни — не басни человеческие, мораль которых плоска и однозначна. Притчи Писания при внимательном их прочтении способны, точно цветы, раскрываться тысячью лепестков смысла. Попробуем же и на рассказ о мытаре и фарисее взглянуть по крайней мере с двух сторон.

Мы настолько привыкли к тому, что слово «фарисей» — ругательное и звучит для каждого из нас как тяжкое обвинение, что забываем один простой факт: если бы евангельского фарисея назвали в лицо фарисеем, он нисколько не оскорбился бы, но возгордился бы ещё пуще. «Да, да, я фарисей! Я действительно принадлежу к славному фарисейскому сообществу — к этим избранным, к этим святым!».

Надо всё-таки понимать, что евангельские, иудейские фарисеи отличались от «фарисеев вообще» тем, что их фарисейство было делом не только личным, но и общественным. Слова: «Благодарю Тя, Боже, что я не таков, якоже прочие человецы» — это была не чья-то личная, тайная молитва, но едва ли не политический лозунг: «Благодарим Тя, Боже, что МЫ не таковы, якоже прочие человецы!» В этом заключалась самая сущность фарисейства как религиозной школы и политического течения: «Мы не таковы, как прочие! Мы фарисеи, то есть «отъединённые от прочих», мы имеем право учить, мы имеем право председать на собраниях, мы владеем монополией на истину».

Нечто подобное можно видеть у современных сектантов (у баптистов, например): они твёрдо уверены в том, что тот, кто вступил в их общину, тот УЖЕ спасён. Известнейший протестантский гимн «Когда маршируют святые» — он тоже об этом: его распевают те, кто УЖЕ свят, кто УЖЕ не таков, «якоже прочие человецы».

И это неизбежно: фарисейство — иудейское ли, протестантское или любое иное — неизбежно перерождается в политическое движение, ибо в нём Закон Божий подменяется уставом человеческого поведения. Дотошно соблюдать устав — это трудно, но можно. И для этого вовсе не обязательно иметь в сердце любовь к Богу и ближнему. И проще делать это, объединившись в единую организацию со своими капралами и генералами, которые будут бдительно следить за тем, чтобы «все соблюдали!». И такая организация будет нешуточной силой, ибо объединит в себе людей, уверенных в собственном превосходстве над «прочими человеками», а чувство превосходства неизбежно порождает заносчивую воинственность. Именно таким войском «марширующих святых» было фарисейское сообщество, о котором говорится в Новом Завете.

Поэтому евангельскую притчу можно толковать и в таком ключе — в политическом, — и тогда выйдет вот что: евангельский фарисей творил свою молитву не только в силу собственной гордыни, но и в силу гордыни, так сказать, общественной. Он чувствовал себя частью «армии святых» и в силу этого — святым «по принадлежности». Кто-то, быть может, скажет: «Такое толкование устарело, ведь «фарисейской армии» давно не существует!». Да, тех, евангельских, фарисеев давно нет, но разве фарисейство как общественное явление исчезло? Посмотрите вокруг: неужели вы ничего не замечаете?

Что же касается другой, более привычной нам трактовки, то здесь хочется сказать вот что…

Есть такой церковный анекдот:

Фарисей молится: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди или как этот мытарь!» Мытарь молится: «Боже, милостив буди ко мне, грешному!» Христианин молится: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как этот фарисей!».

Если честно, положа руку на сердце: кто из нас, грешных, слушая притчу о мытаре и фарисее, не молился подобной молитвой? Вместо того чтобы подражать смиреннику, нас так и тянет ограничиться осуждением гордеца — это же проще! И, конечно, осуждая его, мы уверены, что сами-то «не таковы»!

Видимо, здесь и скрывается некая моральная ловушка, расставленная в притче: именно в этом пункте она перестаёт быть простым книжным рассказом и превращается в строгий экзамен для наших душ. Волей-неволей мы, перенесясь через время и пространство, оказываемся рядом с мытарем и фарисеем и вынуждены выбирать, в чью сторону сделать шаг: к тому, кто осуждает, уверенный в собственной непогрешимости, или к тому, кто от сознания собственных грехов не смеет поднять голову, не разглядывает своих соседей, не судит их, но только одного жаждет — вымолить бы прощение у Господа!

Тут я не могу удержаться от восхищения: поистине много притч и басен создал человеческий ум, но ни одна из них не способна вот так, как этот простой евангельский рассказ, втянуть читателя в свою реальность, превратить читателя в героя повествования. Выходит, что не мы читаем притчу, а Господь с помощью притчи читает в наших душах — разумеется, такое не под силу и самому мудрому из земных сочинителей.

Впрочем, Господь и не имеет нужды в том, чтобы сочинять некие поучительные рассказы, — вообще не имеет нужды в сочинительстве, ибо Он всё видит и не творит неправды. Всё «сочинённое» Богом пребывает в действительности, «ибо Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс.32,9). Потому и мытарь с фарисеем, равно как и блудный сын, добрый самаритянин, нищий Лазарь и девы неразумные, — все они не литературные персонажи, но подлинные люди, когда-то жившие на земле, такое же творение Господне, как и мы с вами. Волей Божией их жизнь стала поучением для нас, волей Божией наши судьбы навеки связаны с их судьбами, и мытарь с фарисеем, каждый по-своему, помогают нам спасаться, помогают видеть свою душу, помогают нам судить самих себя прежде Последнего и Страшного Господня Суда.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая