Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мысли по поводу…

ВЫПОЛОТЬ КОРЕШОК СТРАСТИ

Сегодня мы беседуем с профессором СПбДА, председателем Епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга во имя свт.Феофана Затворника доктором психологических наук Ларисой Филипповной Шеховцовой. Тема беседы такая: нужно ли нашим батюшкам знание психологической науки?

— Как вы думаете, Лариса Филипповна, если молодой священник в семинарии, в академии имел хорошие оценки по предмету «психология», то, попав на приход, он сразу станет хорошим духовником?

— Да разве учебник психологии заменит богатый духовный опыт или глубокое, не книжное знание жизни? А ведь без этого настоящего духовника не бывает. Но я уверена в другом: тот священник, кто внимательно прослушал курс психологии, сможет стать хорошим духовником быстрее, чем тот, кто о психических особенностях человека знает лишь понаслышке. Так считаю не только я, но и священники, обучающиеся в заочной магистратуре нашей Духовной Академии и имеющие уже опыт духовного окормления своих чад. Поверьте мне: я не первый год преподаю в СПбДА и знаю, как жадно ловят они эти знания. Они чувствуют пользу от науки, — пользу практическую, повседневную. Мы, психологи, занимаемся душой, священники — духом… Дух, душа — грань между ними очень тонкая, и нельзя разбираться с одним, не поняв и не разобравшись как следует с другим.

— Значит, нашим священникам недостаёт знания психологии?

— В первую очередь, священники сами так считают. Они прямо говорят, что хотели бы получше изучить семейную психологию, чтобы вести грамотный разговор с семейными людьми; они хотят поглубже разобраться в возрастной психологии, ибо многим из них становится ясно: нельзя по одной и той же мерке измерять грехи подростков, взрослых людей и стариков. Немало вопросов у священства и к психиатрам, ибо очень сложно отличить бесоодержимого человека от душевнобольного. К сожалению, психиатрия в духовных учебных заведениях не преподаётся вообще.

— Вы говорите о глубоких знаниях в области психологии… Но когда применять эти знания? Исповедь в современном городском храме напоминает шахматную блиц-партию: к священнику подходит незнакомый человек, скороговоркой перечисляет свои грехи, а батюшка должен сию же секунду выдать ему некий душеспасительный совет…

— Мне кажется, священнику не надо спешить с советом. Ведь на исповеди достаточно убедиться в том, что человек искренне раскаивается, и отпустить грехи. А вот потом, после службы, следовало бы пригласить прихожанина на душеполезную беседу, и там уже вникнуть в подробности, изучить каждый отдельный случай… Я думаю, это должно стать правилом для каждого батюшки, желающего действительно помочь своим чадам. А мы, психологи, со своей стороны, готовы стать помощниками батюшке: так и в медицине есть фельдшер, а есть врач высшей квалификации! Магистрантам церковно-практического отделения СПбДА я читаю курс психологического консультирования. Зачем он нужен? Психологическое консультирование по форме и по основным принципам мало чем отличается от душепопечительной беседы. Мы учим, как установить контакт с собеседником, как почувствовать расположение к нему, как выказать сочувствие… Умение слушать — это очень важно! Это искусство, ему нужно учиться. Я не хочу сказать, что эти батюшки сразу станут духовниками, но какие-то основы для этого очень нужного дела они получают. Я тоже, как пасомое чадо, чувствую огромную потребность в обстоятельной беседе со священником: священник обязательно должен находить время для беседы с чадами! Пусть не часто, но хотя бы иногда! Он непременно должен помогать им не только в духовном росте, но и в разрешении душевных затруднений. Наши магистры, слушатели Духовной Академии, утверждают: «После этих курсов мы понимаем, что´ надо говорить и как надо говорить».

— В последнее время я не раз слышал такие слова: «Духовника ищет лишь тот человек, кто хочет свои проблемы свалить на чужие плечи. Пусть, мол, духовник за меня думает и принимает решения, а я отказываюсь от ответственности».

— Да, есть такое духовное иждивенчество у наших современников. Но ведь и на беседу с психологом люди приходят с той же установкой: «Решите задачу за меня! Дайте единственно верный совет!». На этот случай у нас есть строгое правило: «Мы советов не даём!». Что же тогда происходит на встречах с психологом? Мы изучаем с человеком его трудности, разбираем их, рассматриваем ситуацию со всех сторон… Помогаем глубже понять себя самого, вместе с ним взвешиваем обстоятельства его жизни — а окончательное решение остаётся за самим человеком. То есть мы принципиально не позволяем ему перекладывать ответственность на чужие плечи. И дело вовсе не в том, что мы боимся ответственности: свои затруднения человек должен преодолеть, только самостоятельно приняв какие-то решения, — иначе нельзя. Каждый сам проживает свою жизнь, никто за него его жизнь не проживёт. Вот помочь мы можем — и помогаем!

Что же касается духовников… Возможно, они могут иной раз посоветовать что-то своему чаду. Но я знаю, что опытные священники с ярко выраженным талантом духовничества тоже не склонны водить своих чад на поводке, навязывать им советы. Они показывают человеку возможные пути решения, они пытаются совместно с чадом найти истоки той или иной беды, но окончательное решение человек должен принимать сам, только сам. Пусть не будет в нас этой слабости, этого непрестанного стремления уходить от ответственности.

— У нынешнего батюшки хлопот полон рот: надо заниматься воскресной школой, надо социальное служение налаживать, надо храм ремонтировать… Разве у каждого священника есть возможность выкроить несколько часов для вдумчивых бесед с прихожанами?..

— Да, наши батюшки очень заняты. Я председатель Епархиального общества православных психологов, которое существует уже восемь лет по благословению правящего архиерея. В минувшем ноябре мы провели в епархии круглый стол «Служение православного психолога на приходе», где обсуждали вопрос о сотрудничестве священника с психологом — чтобы с психологическими, душевными проблемами прихожане обращались к нам, разгрузив тем самым, хотя бы немножко, батюшку. Ни в коем случае не надо воспринимать это как конкуренцию. Мы могли бы помогать прихожанам, пусть бы батюшка занимался с ними больше духовной работой. Вот взгляните: приходя много лет на исповедь, мы зачастую раз за разом каемся в одном и том же грехе. Это типичная ситуация, да? А почему так происходит? Да потому, что грех-то свой мы знаем, страсть видим, но корешок её не всегда бывает нам заметен. А пока корешок не вырвешь, страсть будет давать всё новые и новые побеги. Поэтому очень важно подсечь корешок, найти причины страсти. И это — работа для психолога. Вот когда корень будет найден — чадо поисповедуется и попросит помощи Божией для искоренения страсти.

— У вас есть опыт работы над такими корешками?

— Да. Это часто приходится делать. Самый распространённый корешок — гордыня… Вот послушайте: вам, как журналисту, это будет интересно. Ко мне на консультацию приходила женщина, которая жаловалась на то, что ей невероятно трудно всякий раз садиться за работу, чтобы написать статью. Мы побеседовали с ней и выяснили, что она желает создавать только нечто неповторимое, писать так, как никто до неё не писал. А откуда такой высокий уровень притязаний? Ведь и простая статья тоже может быть для кого-то полезна… И в ходе наших бесед эта женщина осознала, что ею движет такая страсть, как гордыня, — именно она тормозит работу. Вот он, корешок! Мы выявили его, и теперь нужно идти к священнику, на исповедь, на молитву…

— Видимо, на каждом приходе должен быть штатный психолог?

— Это было бы идеально. Ну, пусть не при каждом храме, пусть при каждом благочинии… Например, при благочинии Московского района есть такой психолог. Но до идеала пока далеко… Со своей стороны я могу предложить вот что: у нашего Общества православных психологов есть диспетчерский телефон +7950-221-79-08, есть интернет-сайт oppspb-ortodoxy.ru или «Епархиальное общество православных психологов». Звоните, записывайтесь на консультацию, мы будем рады вам помочь.

Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ

предыдущая    следующая