Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

На Зимней православной выставке

«ГРАДАЧКА» ИЗ ЧАЧАКА

Услышать Акафист Пресвятой Богородице на сербском языке могли посетители Зимней православной выставки в СКК. И не только услышать, но и помолиться вместе с нашими сербскими братьями-православными. Санкт-Петербург давно уже притягивает к себе святыни из разных уголков мира; на этот раз нас посетила древняя икона Божией Матери из Жичской епархии Сербской Православной Церкви, — икона, именуемая «Градачка», — перед ней-то и молились люди, пришедшие на Зимнюю выставку.

Это подлинный образ XVI века, который был подарен церкви Вознесения Господня в городе Чачаке. По имени иконы церковь тоже стали именовать «Богородица Градачка». Четыре столетия Богородица Градачка не покидала стен храма Вознесения. В течение этого времени на Сербской земле произошло множество трагических событий, и сама церковь Вознесения много раз была в опасности: её захватывали турки, желая превратить в мечеть, но каждый раз православные отбивали у мусульман святыню Чачака.

Удивительный это образ: мы в России привыкли, что Пречистая на иконах взирает сурово или скорбно; иногда глаза Её полны материнской любви; а вот «Градачка» смотрит на молящихся с лёгкой улыбкой, радостная улыбка озаряет и лик Младенца. А ведь это сербская икона, пришедшая с той земли, что не первый век обильно поливается народными слезами, — но ласковая, ободряющая улыбка Владычицы Небесной вечно освещает православную Сербию.

Нам очень хотелось поговорить с одним из приехавших в Петербург сербских священников, и на нашу просьбу откликнулся тридцатилетний иерей отец Владе Капларевич. Он сказал:

— Наша Жичская епархия — одна из самых древних в стране. У нас стоят старинные монастыри XII века, построенные в то время, когда Сербская Церковь получила самостоятельность. Нашими родоначальниками были св.Савва и св.Симеон — особо любимые народом святые. В начале ХХ века епископом Жичским был другой великий сербский подвижник — свт.Николай (Велимирович). Вообще большинство жичских епископов оставили глубокий благодатный след в нашей Церкви. Вот и мой духовный наставник епископ Хризостом (Столич), пришедший в Жичскую епархию с Афона, из Хиландарского монастыря, — он всегда молился за меня, он рукоположил меня в священнический сан… Вообще в Сербии, несмотря на долгие годы богоборчества, по-прежнему живёт множество духоносных старцев — как среди епископов, так и среди священства. Горячей любовью пользовался в Сербии наш Патриарх Павел, недавно ушедший из жизни… У нас говорят: наша Церковь — священная лоза сербская, которую насадил святой Савва, а ваша — священная лоза русская…

Сам я — первый священник в моём роду; когда я в детстве говорил родителям, что хочу служить в Церкви, они только смеялись над этими детскими мечтами, но годы прошли, а мечты не ослабли, — потому они и смогли осуществиться.

Православие в Сербии живо, хотя, как и повсюду, на него наступает дух века сего — всевозможные модернистские течения… Люди не понимают, что Святое Евангелие всегда современно, его не надо обновлять! Сейчас XXI век, но если Господь устроит, то будет и XXII, и XXIII, — а Евангелие и тогда пребудет вечно современным. Наоборот, все «улучшения» и «обновления» очень скоро устареют, не прожив долгого времени.

Я не в первый раз приехал в Россию: несколько лет назад мне приходилось бывать в Москве… Сразу скажу: Санкт-Петербург мне нравится больше — он и красивее, и душевно теплее. Есть ли разница между сербским православным народом и русским? Думаю, что, по большому счёту, нет: ведь главное для нас — ничем не замутнённое, не повреждённое Православие… Хотя, конечно, традиция наша во многом различна. У вас, например, во время бого­служения обязательно должен петь хор, — а у нас не обязательно. Мы понимаем так: и священник, и прихожане вместе творят богослужение, и если священник возносит молитву, то прихожане как бы подтверждают её своим единодушным «Аминь» или «Господи помилуй». Но, думаю, не стоит много говорить об отличиях: они весьма несущественны, а в главном мы едины. Что пожелать петербургским православным? Любите друг друга! Как сказал апостол, «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин.4,20).

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая