Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По ту сторону

НЕ ОСУЖДАЙТЕ ОСУЖДЁННОГО

— Исправляет ли тюрьма человека? Я бы сказала, останавливает! Тюрьма — это не жизненный тупик, её можно определить как остановку, когда есть возможность пересмотреть всю свою жизнь, уразуметь, как греховно ты живёшь, — так начала свой рассказ психолог СИЗО № 1 «Кресты» Лариса ВАСИЛЕНКО.

Много раз мне приходилось слышать высказывания осуждённых: «А знаете, хорошо, что я попал в тюрьму, сам бы я никогда не остановился, да что там, — меня бы уже в живых не было». Кто-то именно в тюрьме узнал о Боге, и путь жизни у него круто изменился. Увы, есть и такие, кто использует время пребывания в тюрьме для разработки новых планов преступного характера. И — хотите верьте, хотите нет, — есть люди, которые желают сидеть в тюрьме! Их жизненный путь как на ладони: сначала детский дом, затем детская колония, потом исправительная колония, — и так всю жизнь. И людей это устраивает. Почему? Здесь кормят, есть медицинское обслуживание, дают среднее образование, да и специальность можно получить. Знала я такого человека: ему нравилось работать в колонии, где все его уважали, ибо здесь он был бригадиром. Даже похвалу и по­ощрения от администрации учреждения получал. Но вот беда — срок наказания истёк. Вышел он на свободу со справкой об освобождении: ни социальных связей, ни работы, ни денег. Совсем один! Никому не нужен. И опять он хочет в тюрьму — в привычную среду. А попасть туда можно, только совершив преступление. Вот такая житейская ПЕРЕмудрость…

Одна женщина очень старалась получать новые сроки. У неё было 13 судимостей, причём два раза добровольно сидела за чужие преступления. Родители двух парней попросили её взять вину за кражу на себя, она согласилась и получила пять лет. Выходит, что сидела Лена за себя и за того парня. В 2010 году освободилась и умерла от передозировки. Не умела она жить на свободе.

Так исправляет ли тюрьма человека? Чтобы ответить, давайте посмотрим, какие психологические или социальные группы здесь обретаются. Вот отбывает срок директор института. За его «кресло» боролись несколько кандидатов. В итоге были подделаны документы. Мне этот директор сказал: «Мне так стыдно, что я здесь. Как дальше жить с этим пятном, не знаю». Это не его среда. Здесь он зря теряет драгоценные годы своей жизни. Лучше бы он работал, приносил обществу пользу на свободе, чем есть тюремную баланду на налоги граждан. А вот чиновники, помощники депутатов, — они хотели жить не просто хорошо, а очень хорошо. Поддавшись соблазну, совершили экономическое преступление. В тюремном исправлении они не нуждаются, опасности для общества не представляют, лучше бы их заставили работать на вредном предприятии или на лесоповале, чтобы вернули государству украденные деньги.

Опасны люди с психическими отклонениями и криминальным мышлением, рецидивисты, которые чувствуют себя в преступной среде, как щука в пруду среди карасей. Один пожилой человек с пафосом заявил: «Я отсидел 27 лет. Мы — люди криминального мира». Да уж, есть чем гордиться… Практика показывает, что людей с мышлением, настроенным на преступления, тюрьма не исправляет, а изолирует от общества. И поэтому тюрьмы нужны, чтобы не дать преступнику совершить новый разбой, убийство, кражу…

За годы моего служения в местах лишения свободы приходилось не раз видеть, как Бог проявляет Себя в жизни этих людей. Злодей и богохульник, с бравадой рассказывающий о том, как издевался над сокамерниками, вдруг в секунду бывает сломлен великой силой, спрашивает: «А что, правда Бог есть? Дайте мне крестик, я завтра освобождаюсь». И лицо его светлеет.

Одна женщина открылась мне, что совершила преступление и ей грозит срок — пять лет. Но она очень не хочет сидеть. Я повела её в часовню. Она вползла на коленях, подползала к иконам и молила каждого святого помочь ей избежать тюрьмы. Весь пол омочила слезами. Кто из заключённых это видел — смеялись над ней и жестоко шутили. Она уехала на суд, и больше никто в следственном изоляторе её не видел. Позже я узнала, что на суд явились свидетели, и дело повернулось так, что её оправдали.

Другая женщина 20 лет сидела за воровство. Очень этим гордилась, даже на лбу под чёлкой выколола слово «ВОР». И мне похвалялась своим ремеслом. Я ей с грустью ответила: «Ты обокрала себя. Дочь твоя выросла без тебя». Много ещё чего говорила. Прошло десять лет. Получаю от неё письмо, где она сообщает, что это был её последний срок. Слова «ты обокрала себя» её отрезвили, она поняла цену криминальной «романтики».

Но есть и такие правонарушители, которые усмехаются: «Что вы нам работу за 8000 предлагаете! У нас план — пять краж в день. Срок получаем — полтора-два месяца. Они быстро проходят, и впереди обез­печенная вольная жизнь». Да, ненадолго. Но, смиренно отсиживая малые сроки, они строят новые планы, набираются опыта у сокамерниц. Таких тюрьма не исправляет, и малый срок лишения свободы не пробуждает ни совести, ни сожалений.

Встретила как-то на Невском проспекте свою бывшую воспитанницу с 20-летним сроком отбытых наказаний. В исправительной колонии она посещала мои лекции по Закону Божиему. Вся в заботах, документы оформляет. Государство ей комнату дало, с сыном она отношения наладила. Радостно сообщает мне: «Я с воровством завязала. Я теперь в Бога верю. А сумочка-то у вас, Лариса Петровна, не застегнута…». Ух ты, вот это профессионально! Но то, что она исправилась, я почувствовала.

Ещё одна категория — наркоманы, больные люди. Работать они не могут из-за плохого здоровья, а наркотики им нужны постоянно. Причём одни сбывают наркотики (ст.228, ч.2), другие грабят людей, чтобы их купить (ст.158). Этих людей надо лечить.

Все совершаемые преступления — это нарушение заповедей Божиих. Соблюдай их, и никогда не попадёшь в беду. Поэтому в прошлые века люди строго придерживались религиозных правил. Соборные уложения 1649 года открывались статьями о наказании богохульников и церковных мятежников. «Буде кто иноверцы или русский человек возложит хулу на Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или на рождшую Его Пречистую Деву Марию, или на Честный Крест Его и святых Его угодников, того богохульника обличив — сжечь». Затем следовали законы против убиения детей во чреве: «А беззаконных жен, которые во чреве погубили ребенка, прижитого в блуде, казнить смертью безо всякой пощады, чтобы на то смотря, другие такого беззакония не делали и от блуда унялись».

Тем, кто ругался матом, на царском дворе вырывали язык. За изнасилование девки отрубали инструмент преступления. Ворам отрубали левую руку, ибо пальцы правой руки нужны были, дабы осенить себя крестным знамением. Цель увечных наказаний — не только покарать преступника, но и оставить на нём отметины о совершённом преступлении. В тюрьму попадали также тунеядцы, пьяницы, виновники пожаров, воры, те, кто потерял паспорт и те, кто в течение года не ходил в храм, не исповедовался в грехах. Общество знало: если человек перестал ходить в церковь — жди от него беды, страсти и преступления ходят за ним по пятам. Такого человека суд приговаривал на год лишения свободы. При тюрьмах были церкви, куда заключённый ходил в течение года, вновь воцерковлялся, проходя годичный круг церковных служб.

Тюрьмы называются пенитенциарными учреждениями. Слово «пенитенциарные» означает «покаянные». Вот какое первостепенное значение в обществе того времени имела православная вера! Если человек не боится Бога и появляется возможность украсть, когда никто из людей не видит, — неверующий украдёт. Верующий — нет, ибо знает, что его видит Бог, и ради того, чтобы не нарушить заповедь, не огорчить Бога грехом, — не возьмёт чужого.

Блаженный Августин сказал: «Остерегайтесь своих мыслей, ибо мысли слышны на небе», — не говоря уже о поступках.

Итак, может ли тюрьма исправить человека или же делает злодеем? «С кем поведёшься, от того и наберёшься» — гласит народная мудрость. Меня часто спрашивают, имеет ли смысл строить большую тюрьму в г.Колпине. Имеет. Если люди преступили закон и являются злодеями для общества, государство, лишая их свободы, не должно лишать их человеческих бытовых условий. Как сказал тюремный священник Георгий Сычёв: «Не надо осуждать осуждённого. Ненавидь грех, но люби грешника». Бог всех нас призывает к милосердию и любви.

 

предыдущая    следующая