Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

2 января — память прав.Иоанна Кронштадтского (†1909)

«ПРАВОСЛАВНЫЯ ВЕРЫ ПОБОРНИЧЕ»

По случаю кончины о.Иоанна Кронштадтского последовал указ императора Николая II от 12 января 1909 года на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), во исполнение которого Святейший Синод издал определение, в котором, в частности, предписывалось творить ежегодное «молитвенное поминовение протоиерея Иоанна Сергиева в день его кончины». А мы публикуем воспоминания современников и тех, кто знал о.Иоанна по рассказам его учеников. Ибо прав.Иоанн широко почитался как великий молитвенник, чудотворец и прозорливец уже при жизни.

«Все птички мои»

Из воспоминаний последней послушницы и первой постриженицы возрождающегося в СПб Леушинского подворья монахини Варвары (Митицкой, †2005), в миру Нины Ильиничны, долгие годы работавшей во всеволожском храме Спаса Нерукотворного Образа, что на Румболовской горе: «Я была очень дружна с монахинями-леушанками Варварой и Неофитой — ученицами Иоанна Кронштадтского. Мне было лет десять, когда они приехали во Всеволожск. Это когда монастырь-то закрыли и затопили. Вот и повадилась я к ним бегать, бывало, и ночевать оставалась. Мама меня часто сама к ним посылала с гостинцем: то молоко, то яичек передаст. Жили монахини бедно, хоть и служили в храме, Варвара —
алтарницей, Неофита — на клиросе, певчей. Дома они шили стёганые одеяла, продавали по 10 рублей. На вырученные деньги я покупала продукты, которые матушки отправляли посылками в разные города и селения России, везде, куда разбросало монахинь леушинских. Много рассказывали они мне о батюшке Иоанне Кронштадтском. Они выросли при нём и очень его любили и почитали, а он называл их: «Все мои птички». Как-то я спросила их: «Вот мама говорит, что надо верить в Бога, терпеть и за всё благодарить Отца Небесного. А я не понимаю: нам так трудно живётся — за что благодарить?» Они и рассказали мне один случай, когда о.Иоанн приезжал к ним в монастырь. Вот едут они на пароходике, игуменья стоит рядом с батюшкой, жалуется на трудности. Он и говорит, да так, чтобы другим монахиням слышно было: «Трудно тебе, знаю. Мне тоже так бывало трудно… А посмотри: вот мушка — Божия тварь — зацепилась за палубу. Какие у неё маленькие лапки, но как она крепко держится! Так и ты держись за Церковь, за Бога, за веру православную — и терпи. А Господь Сам всё управит». Урок этот матушки на всю жизнь запомнили и никогда не роптали, а за все благодарили Бога. Запомнила тот урок и я. Стало быть, и я — ученица св.Иоанна Кронштадтского».

«Зачем ты, голубчик, пьёшь?»

Мемуарист Н.Ястребов, «Церковные ведомости»: Многие «самовидцы» отмечали у о.Иоанна его голубые «пронизывающие насквозь собеседника» глаза: «Батюшка взглянул на меня каким-то особенным взглядом, который в редкие минуты мне удавалось наблюдать у него, — какой-то, если можно так выразиться, потусторонний взгляд. Зрачки исчезали, и точно голубое небо смотрело из глаз, казалось, что и батюшка исчезал и только один этот взгляд оставался».

Из рассказа бывшего пьяницы, который после взгляда о.Иоанна перестал пить: «Я стал у кареты, отворил ему дверцы, сам стараюсь держаться попрямее… Потом взглянул ему в глаза, а глаза-то его смотрят на меня не то гневные, но глубокие без конца, чем дальше смотришь, тем глубже, и горят таким огнём, что мне стало жутко. Я за голову схватился, не в шапке, мол, я: так страшно стало. Разгневался батюшка, видно. Потом, видно, смиловался: «Зачем ты, голубчик, пьёшь?». Вот с тех пор я не пью».

Несколько слов об «иоаннитах»

Из «Воспоминаний о святом праведном Иоанне Кронштадтском» епископа Арсения (Жадановского): «На одной из Литургий в Ваулове у запертых входных дверей поднялся страшный шум и вопль. Кричали: «Батюшка, вели пустить — причасти ты нас!». Это ломились так называемые «иоанниты», которых пришедшая из Ярославля охрана решила не допускать в храм. Нужно сказать, о.Иоанн от своих неразумных почитателей принял много огорчений и нравственных страданий; последние приобретали особую остроту и силу оттого, что непризнанные радетели его чести и якобы заступники Церкви Христовой нередко в сгущённых красках передавали о злоупотреблениях его именем. При мне был такой случай. Мы находились на террасе домика. Вдруг доложили о прибытии из Ярославля представителей православного русского народа, пожелавших видеть о.Иоанна. Пришедшие стали говорить о злонамеренных действиях иоаннитов, указывая, что те собирают для батюшки деньги, отбирают дома, а главное, проповедуют, что в нём воплотилась Святая Троица, Сам Бог. С великим прискорбием выслушал о.Иоанн это заявление. «А кто особенно распускает такую ересь? — допрашивал он. — Позовите его ко мне». На террасу вошёл М.П. Отец Иоанн говорил ему так: «Скажи, пожалуйста, когда ты приносил мне даяния, не спрашивал ли я всегда тебя, доброхотные ли они, не вымогаете ли у кого? Ты мне отвечал: «Нет, батюшка, для вас все рады жертвовать… А теперь посмотри, какие идут разговоры: вы моим именем обираете людей, целые дома заставляете отписывать, да ещё ужасную ересь проповедуете, будто я — Бог. Только безумцы могут так говорить: ведь это богохульство. Покайтесь, в противном случае проклятие Божие падёт на вас».

«Смерть грешника люта»

Писатель Лев Толстой разработал собственную религиозную систему: «Бога Творца нет; ячасть Бога», — имевшую, по словам прот.Иоанна Восторгова, ряд противоречий, и изложил её в опубликованных им сочинениях. Также он резко критиковал, «хулил» Священное Писание и Православную Церковь. В феврале 1901 го­да определением Святейшего Синода он был отлучён от общения с нею. В «Ответе Синоду» Толстой писал: «То, что я отрёкся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. … Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю грубымколдовством». Отец Иоанн обличал Толстого в проповедях, им также было написано более 20 статей в защиту православного вероучения, среди них «О душепагубном еретичестве графа Л.Н.Толстого» (СПб., 1907). Отец Иоанн критиковал Толстого, в частности, за то, что последний «извратил весь смысл христианства», «задался цельювсех отвести от веры в Бога и от Церкви», «глумится над Священным Писанием», «хохотом сатанинским насмехается над Церковью», «погибает вместе с последователями». Считал, что учение Толстого усилило «развращение нравов» общества, что его писаниями «отравлено множество юношей и девиц», что толстовцы «ниспровергают Россию и готовят ей политическую гибель». Предсказывал ему «лютую» смерть: «Смерть грешника люта. И смерть его — Толстого — будет страхом для всего мира. (Конечно, это скроют родные.)», — писал Иоанн Кронштадтский в дневнике 1907—1908 гг. Это предсказание исполнилось, по словам И.К.Сурского, описывающего в своей книге неофициальную версию смерти Л.Толстого.

«Эти свиньи — ты, чревоугодник»

Дневники св.Иоанна свидетельствуют о том, что он уделял значительное внимание снам, записывал их, воспринимал их как искушения, попущение за грехи, поучения, пророчества, обличения.

Вот одна из записей из предсмертного дневника 1908 года: «23 октября. Видел во сне пред утром двух свиней живых, облепленных тестом, как делают пред Пасхой — в Великую Пятницу или Субботу. Эти свиньи — ты, чревоугодник». И это праведный Иоанн о себе! При этом читаем: «В доме богатой вдовы статского советника Марии Павловны Дюгамель, дружба с которой восходила к дням юности Сергиева, когда она помогала ему материально, в особняке на Никитском бульваре, где он всегда обедал и немного отдыхал, обычно (если не было строгого поста) подавались рыбные закуски: селёдка, сёмга, отварная белуга и икра; мясного, за исключением бульона из куриных потрохов, он не ел ничего; из вина выпивал 1—2 рюмки «елисеевского» хереса «Золотой кораблик» — по рекомендации самого Елисеева. За чашкой кофе в гостиной Дюгамель читал газету «Московские ведомости». Да, чревоугодничеством это трудно назвать (nekropole).

Мощи прав.Иоанна Кронштадтского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на р.Карповке; здесь же находится известная икона св.Иоанна с его епитрахилью. Частица епитрахили имеется в Троице-Измайловском соборе — в иконе, точном списке с монастырской иконы. В Ферапонтовом монастыре находится фелонь батюшки, в которой он совершал там богослужения в 1906—1907 гг.

предыдущая    следующая