Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Проблемы церковной жизни

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» ПО-МИТРОФАНОВСКИ

В то время, как Президент и Патриарх призывают извлекать уроки из трагического ХХ века русской истории, питерский протоиерей Георгий Митрофанов пропагандирует противоположные идеи…

В одном из храмов Санкт-Петербурга открылся цикл ежемесячных лекций на тему: «Россия 100 лет назад». Казалось бы, можно только порадоваться такой инициативе, ведь и Президент России, и Предстоятель Русской Церкви неоднократно обращали в своих выступлениях внимание на то, насколько важно изучать историю своей страны, без знания которой воспитание верных сынов Отечества едва ли возможно. В связи с этим государственные, церковные и общественные структуры организуют историко-просветительские выставки, проводят конференции, круглые столы, лекции. Но лекционный курс, начатый в Петербурге, будет… иным.

«Просвещать» православных слушателей будут небезызвестный «церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов и профессор СПбДА Пётр Бухаркин. Напомним, что о.Георгий Митрофанов известен как большой поклонник «власовщины», позволявший себе называть празднование Дня Победы «победобесием»; в своих публичных выступлениях он практически уравнивал социализм и нацизм, осуждая «сергианство»; выступал с оправданием абортов и в защиту эвтаназии, а также с идеей замены богослужебного церковнославянского языка современным русским; сравнивал христиан, поклоняющихся Благодатному огню, с огнепоклонниками и призывал Церковь ратовать за освобождение кощунниц «Pussy Riot»…

Эти и многие другие заявления священника заставили в своё время Собор православной интеллигенции направить обращение к Святейшему Патриарху, в котором, в частности, говорилось, что «всё служение о.Г.Митрофанова, и прежде всего его книга «Трагедия России», в своей концептуальной основе является хулой на Россию и русский народ, вступает в резкое противоречие с воззрениями современной Русской Православной Церкви».

В 2013 году Святейший Патриарх Кирилл, вняв жалобам, запретил о.Митрофанову общаться с прессой. Тогда казалось, что «церковной власовщине» положен конец, но, как видим, священник Митрофанов продолжает «воспитывать» будущих священников в СПбДА и «просвещать» православных верующих.

Второй лектор — профессор Пётр Бухаркин — единомышленник протоиерея Митрофанова. Не будучи профессиональным историком и филологом, он является автором послесловия к скандальной книге «Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века».

Что же касается названий анонсированных лекций, то они говорят сами за себя. Перечислим лишь некоторые из них: «Год 1916: Распутинщина страны или распутинщина души»; «Год 1917: между почившей Петровской монархией и пробудившейся большевистской пугачёвщиной»; «Год 1918: Святой Патриарх и «Чингисхан с телеграфом»; «Год 1919: На полях российского Ватерлоо»; «Год 1920: Двадцатый год прощай Россия». Какой будет трактовка нашей истории в этих лекциях, догадаться нетрудно — «деградация монархии», миф о «распутинщине», выставление большевиков главными виновниками революционной катастрофы с замалчиванием роли либеральной оппозиции и предательства генералитета; восхваление Белого движения, с поражением которого история России, по мнению авторов лекционного курса, как бы и заканчивается. Уже по первой лекции курса «Год 1913: Последний юбилей» виден главный посыл лектора: «вырождение» Петровской монархии; скорбь по незавершённости конституционных реформ Александра II, «слабость» последнего Царя, критика общины, мешавшей крестьянам богатеть и становиться «настоящими западными фермерами»; осуждение «средневекового антисемитизма», проявленного в «деле Бейлиса»; прославление «гения Витте» и «идеальных петровских типов русских военных» Колчака и Корнилова.

Перед нами предстаёт типичная либерально-оппозиционная, «белогвардейская» трактовка русской истории, которая была столь свойственна тем, кто и был главными виновниками Февраля 1917 года. Но Февраль и свержение монархии для священника Митрофанова не катастрофа («концом России» для него становится лишь крах Белого движения), а лишь нереализованная возможность воплотить в жизнь замыслы тех, кто сыграл ключевую роль в её крахе. Либералы для него не разрушители, а недооценённые реформаторы, которые должны были превратить Россию в Европу, если бы не «слабый Царь» и не «чингисханы с телеграфом» (т.е. большевики). Конечно, никто не может запретить о.Георгию иметь собственный взгляд на историю России, но едва ли допустимо, чтобы этот взгляд навязывался облачённым духовным саном лектором церковному народу в просветительском центре православного храма Русской Православной Церкви.

И возникает законный вопрос: неужели Святейший Патриарх Кирилл отменил своё благословение о.Георгию Митрофанову не высказывать публично свои сомнительные взгляды по острейшим проблемам нашей недавней истории? Или наш нетрадиционно мыслящий протоиерей решил, что всё уже забыто, быльём поросло и теперь ему самое время выйти на публику? Сдаётся, что о.Георгий действует на свой страх и риск, без всякого благословения. Понятно, что выступления Президента России Владимира Путина и Святейшего Патриарха Кирилла на открытии выставки «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе» ну никак не могли понравиться человеку такого образа мыслей, как протоиерей Георгий Митрофанов. Вряд ли курс лекций замышлялся как публичный выпад против руководителей России и Церкви, но по факту это выглядит сегодня именно так.

РНЛ

предыдущая    следующая