Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

13 декабря — память ап.Андрея Первозванного

БОГОГЛАГОЛЬНИК АНДРЕЙ

Настоятель строящегося храма ап. Ан­дрея Первозванного о.Виталий МАГДЕЕВ закончил проповедь, благословил прихожан крестом и вдруг произнёс: «Дорогие братья и сёстры, я хочу, чтобы у каждого из вас был номер моего телефона. Если что-то случится или надо будет срочно исповедаться — звоните, встретимся в часовне». Не от всякого священника услышишь такое! Выйдя из часовенки в честь Рождества Пресвятой Богородицы, о.Виталий повёл меня осматривать Андреевский храм. Основная часть работ уже закончена, осталось благоукрасить Дом Божий. А поскольку это храм рыбаков, коим покровительствует ап.Андрей Первозванный, то даже в чугунной ограде вкруг храма можно будет разглядеть волны, рыбок, крючки. Колокольня обзавелась 12 тутаевскими колоколами. На одной из внешних стен храма икона ап.Андрея Первозванного, выполненная из камня — так называемая «флорентийская мозаика».

Рассматривая икону, я спросила:

— Батюшка, легенда гласит, что ап.Андрей дошёл до славянских земель, первым принёс нам весть о воскресшем Христе. Тогда почему у нас нет сугубого почитания этого святого? Мы больше чтим апостолов Петра и Павла, Свт.Николая Угодника, которого даже называют «русским богом».

О.Виталий: — Рассуждать по этому поводу можно много, но... Вот возьмём праздник Покрова Пресвятой Богородицы: событие, давшее повод учредить праздник, произошло в Греции. Однако не греки, а русские помнят его и празднуют. И Богородица взяла под Свой омофор Россию. А храм Святой Софии — намоленное ведь место! — позднее был осквернён, и сегодня это мечеть. Почему Небесная Царица, заступившись за храм и греков в тот раз, в следующий раз не простёрла над ними Свой спасительный омофор? Сие есть тайна непостижимая, и нам не дано её разгадать. Так же и со св.апостолом Андреем. Мы верим, что апостол проповедовал в наших землях и принёс нам слово Божие. Христос дал нам возможность узнать божественную истину — только это важно.

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь. Евсевий Кесарийский говорит, ап.Андрею выпали Фракия и Скифия. Есть версия, что ап.Андрей побывал не только на холмах, на коих позднее был построен Киев, но и в Новгороде, на р.Волхов, прошёл к Ладоге и на Валаам. Многие учёные-историки в этом сомневаются. Первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039 года, — Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Руси апостолы «не быша». Но в 1116 году Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного. С того времени рассказ о посещении апостолом земли Русской включается во все последующие летописные списки.

О.Виталий: — Многие на вопрос, почему мы больше почитаем апп.Петра и Павла, отвечают: потому что они больше других апостолов потрудились в деле проповеди евангельской истины. А кто сосчитал, на сколько проповедей они произнесли больше? Кто сосчитал обращённых, приведённых ими ко Господу? Кто считал, сколько людей исправились и вразумились, последовали духовными стопами за Христом? Нет таких подсчётов, да они и не нужны. Вот возьмём, например, наших русских святых — Прп.Серафима Саровского и Прп.Сергия Радонежского: велико в народе почитание сих святых. А другие святые менее известны, например прп.Макарий Римлянин, Новгородский. И каждый праздник имеет свой значок в Типиконе: великий святой, малый святой. А как узнать, великая добродетель или малая добродетель? Кто их сравнил, кто взвесил, что пред Богом велико, а что мало? Мы больше почитаем и бо´льшую радость имеем об ап.Петре — брате ап.Андрея. И жизнь Петра приводим в пример, хотя он убоялся, и трижды отрёкся от Христа, и плакал потом покаянно. Почему? А потому, что тоже клянёмся Христу в любви и тут же предаём Его.

А сколько ещё в Христианской Церкви святителей, свв.отцов-учителей, преподобных, которые соделали не меньше подвигов духовных, трудясь неленостно, и не меньше люду спаслось вокруг них! А не все о них даже знают. Отчего так происходит? Как сказал ап.Павел, «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор.15,41).

Что касается богоглагольника ап.Андрея Первозванного, то на Руси этот апостол был любим издревле. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 году трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. А в 1698 году российским царём Петром I учреждена первая — долгое время остававшаяся высшей! — награда России — орден св.Андрея Первозванного. В 1998 го­ду этот орден в России был возрождён. Ещё один пример совсем недавнего времени: в 2008 году в преддверии 70-летия со дня образования Новосибирской области работал благотворительный медико-просветительский ко­рабль-церковь «Андрей Первозванный». А героический Российский флот одерживал самые блистательные свои победы под Андреевским флагом.

— Апостолом Андреем было написано Евангелие, которое было отклонено папой римским св.Геласием I (†496), известным тем, что он утвердил окончательную редакцию свода Нового Завета в 493 году. Почему отклонено? Ведь апостол не мог написать ересь...

— Поскольку Евангелие от Андрея было утрачено, нам остаётся только делать предположения. И это не единственное Евангелие, которое не было принято. Небезызвестное Евангелие от Иакова тоже не вошло в канонический текст Нового Завета, однако из него свв.отцы, богословы и историки черпают сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. 

— Легенда гласит, что не только на киевских холмах, но и на берегу Волхова у нынешнего с.Грузина ап.Андрей воздвигнул крест. Жаль, что такая святыня не сохранилась.

— Немало святынь оказались утраченными навсегда. Почему Господь это попускает — тайна. Но не в этом даже дело. Вот не так давно в Петербург привозили пояс Пресвятой Богородицы. Очередь к святыне занимали ночью! Сколько было жаждущих приложиться к Богородичному поясу! Казалось бы, радоваться нужно: вон сколько у нас верующих! Однако многие ли из этих людей пришли в воскресный день в храм и причастились? А ведь таинство принятия Тела и Крови Христовых — основа основ нашей веры. Что для христианина важнее: принять Тело и Кровь Христовы во время Причастия или приложиться к поясу Приснодевы? И очередь стоять не надо, и ехать в паломничество никуда не нужно. Просто приди в храм... Другой пример: люди год не появляются в храме, не причащаются, но непременно приходят собороваться. Мол, пособоровался — здоровье получил, от грехов избавился. Соборование у таких людей — как некий магический обряд. А покаяться на исповеди в грехах, а причаститься? Вот такие мы «христиане».

В своём поклонении святым и Божией Матери мы забываем о Боге. Забываем, что Богородица — человек, да, «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», но не богиня. Мы «из смирения» не дерзаем молиться Господу, предпочитая молиться святым, т.е. людям. Конечно, хорошо, когда есть посредник, который имеет дерзновение стоять пред Господом и просить за нас. Но при этом Сам Господь отходит у нас на второй план, становится вроде бы и не нужен, мы перестаём Ему молиться. Это величайшая ошибка! Спрашиваю, бывало, прихожан: «Кому вы молитесь?» Называют Богородицу, свв.угодников Божиих. А где же Бог?

— То есть ап.Андрей — пример, как поступать правильно. Ведь Андрей сначала был ближайшим учеником Иоанна Крестителя. Но когда Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий» (Ин.1,36), Андрей последовал за Спасителем.

— Да. Мы должны следовать за Христом, а не за святыми и Богородицей. Не зря Матерь Божия при земной жизни Сына оставалась в Его тени. И сейчас, когда Она в селениях горних, думаете, Ей приятно, что мы забываем о Сыне, о Святой Божественной Троице?

В первую очередь мы должны почитать Самого Бога — Живоначальную Святую Троицу. Не важно, какой святой в какую землю принёс благую весть. Сын Божий Сам пришёл на землю и даровал людям Своё учение. Да, мы верим, что ап.Андрей принёс в землю Русскую слово Божие, что по его молитвам Господь укрепляет нас в вере, ибо дивен Бог во святых Своих. Но надо помнить слова Господни: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).

Адрес: Санкт-Петербург, Заневский пр., 65А. Ст.м.«Ладожская».

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая