Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

17 сентября — празднование иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

НЕОПАЛИМАЯ

Икона прекрасная, как чудесный огненный цветок, икона сложная, как древний богословский трактат, икона глубокая и ясная, как небо летним полднем…

И в то же время, несмотря на её сложность и глубину, — икона, любимая православными, очень распространённая, наравне с Казанской и Владимирской встречающаяся едва ли не в каждом жилище русских верующих людей. Понятно почему: по молитвам у «Неопалимой Купины» Божия Матерь спасает нас от огня, отводит пожары. Но и не только поэтому…

Есть в образе «Неопалимая Купина» что-то, что позволяет по-новому взглянуть на Пречистую. Молясь перед Казанской иконой, перед Иверской или Владимирской, мы порой забываем о небесном величии Царицы Небесной, начинаем думать о Ней лишь как о доброй родственнице, сбиваемся на просторечие, чуть ли не на панибратство. Бывает такое, бывает: забываем мы иногда о том, что Она — Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, то есть, собственно, высшая всей твари, что выше Её — только Бог, — но и Бог Сам почитает Её как Свою Матерь. Кажется, никто, кроме безумцев, не считает себя равным архангелу — а Царица Небесная много выше архангелов. Никто, кроме прельщённых гордецов, не уподобляет себя безгрешному херувиму, а Пречистая чище всех херувимов… Подумайте об этом и, так сказать, уточните соотношение нашей мелочной, злой, суетливой греховности — и Её пресветлого величия…

И вот образ «Неопалимая Купина» как раз и позволяет лишний раз взглянуть на Божию Матерь снизу вверх, понять Её вселенскую огромность. Не панибратски шептать Ей на ухо свои сиюминутные просьбы, но склониться перед явленной в Ней Славой Божией. Некогда возле горящего и несгорающего куста купины Моисею было сказано: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3,5). Вот такое-то ощущение безконечной святости, к которой нельзя даже обутым подойти, и возникает, когда стараешься глубже вникнуть в таинственные образы этой иконы.

Лик Божией Матери на ней как бы погружён в тайну, непостижимую для человеков. Два ромба, красный и зелёный, — да, они иносказательно изображают пламя и куст купины, — но уж очень иносказательно, очень отвлечённо, так что невольно приходит в голову мысль: нет ли тут иного, более глубокого смысла? И вспоминаются иконы Преображения Господня, на которых Фаворский свет тоже нередко изображается в виде красного огненного ромба, — нет ли тут некоей связи?

Далее — отсылки к Ветхому Завету: их на иконе множество. Божия Матерь держит в руках лестницу — почему? Это напоминание о видении патриарха Иакова, которому дано было слышать слова Божьи и видеть лестницу, соединяющую землю и Небо, и ангелов, восходящих и нисходящих по ней. Что это за лествица была? Сама Божия Матерь. Св. Иоанн Дамаскин так говорит: «Господь соорудил Себе одушевлённую лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земли; глава Её касалась неба: потому что глава Её был Бог и Отец».

Гора на иконе — ещё один таинственный символ Богородицы. Этот образ взят из многих пророчеств — например, из сна Навуходоносора, из пророчества Аввакума о горе, с которой «грядёт Господь», из псалмов Давида: «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?..» (Пс.68,16). Гора, с которой грядёт Господь, — это опять-таки Дева Мария, от которой родился Богочеловек.

Заметьте: и лествица, и гора — оба эти символа говорят о восхождении, об устремлённости в небеса, о чём-то высшем, уходящем от земной суеты…

Изображение угля основано на видении, бывшем пророку Исаие: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». (Ис.6,5—7). Горящий уголь — символ Христа, клещи, несущие уголь, — символ Богоматери.

На иконе изображено множество ангелов. Одни из них держат в руках стихии — снег, град, чаши с водой, другие символизируют собой дары Святого Духа. Что это за дары? Например, дар мудрости, знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, священноначалия, различения духов, различных языков и их истолкования, ходатайства, увещевания, даяния, вспоможения, учительства… В лучах огненно-красных обычно пишутся символы евангелистов: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орёл (Иоанн). Вокруг звёзд — Архангелы: Гавриил с веткой Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью — символом Крови Спасителя. Вверху — Ветхий Денми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа).

И всё это великое и страшное, таинственное и возвышенное Воинство Небесное склонилось перед образом Божией Матери — той самой, Которую мы называем попросту Матушкой и просим у Неё помощи в наших домашних делах…

И это правильно. Так и нужно. Ибо Она — Небесная Лествица, Гора Несекомая, славнейшая без сравнения Серафим — Она же есть и наша Матушка, и всегдашняя наша помощница. И нет ничего дурного в том, что икону «Неопалимая Купина» вешают в доме, чтобы уберечь его от пожара: для того и существуют разные образы Богородицы, чтобы молиться перед ними в разных нуждах, в разных состояниях души. Пожар, несущий бедствие, смерть, разорение, — это есть маленький язычок адского пламени, — кто же и защитит от него, как не Купина Неопалимая, горящая, но не сгорающая в огне благодати Божией, Пресвятая Дева?..

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая