Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Восстанем из пепла

ВОЙНА И МIР

У нас в гостях давний друг нашей газеты выдающийся современный историк, писатель, публицист, профессор, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов.

— Игорь Яковлевич, позвольте мне начать такой непростой разговор, — разговор о роли войны в жизни общества. Мы традиционно считаем, что любая война всегда есть бедствие, и только бедствие. С этим как будто трудно спорить. Но вот Россия уже более полувека живёт без войн (я хочу сказать, больших, всенародных войн) — и что мы имеем сегодня? Разруха, вымирание народа, нищета, моральный упадок… Быть может, долгий мир не так уж благодетелен для нации?

— Для начала давайте отметим, что война, как к ней ни относись, есть совершенно неизбежное явление в истории человечества. Вряд ли подлежит сомнению тот фундаментальный факт, что войны сотрясают род людской на протяжении всей его истории. И война, как отмечал великий Достоевский, «не всегда бич, а иногда и спасение». Так повелось издревле, с тех самых пор, когда людские сообщества стали осознавать себя как нечто отдельное, замкнутое, самодостаточное, стали выделять себя из внешнего мира, когда возникло противопоставление: «Мы — и Они». Для древнего человека внешний мир всегда был враждебен, и люди, которые не принадлежали к данному роду, тоже изначально были враждебны. А раз так, то между враждебными сообществами неизбежны кровавые столкновения. Можно, я полагаю, считать, что стремление к войне — это закон людского общежития, представляющий, вероятно, глубинную особенность человеческой психики.

Вспоминаются слова нашего мудрого, глубоко мыслящего историка — Бориса Фёдоровича Поршнева. Он говорил о том, что человек отличается от животного лишь одним: систематическим и целеустремлённым истреблением себе подобных; в животном мире мы ничего подобного не наблюдаем. Что же? Я с сожалением вынужден согласиться с Б.Ф.Поршневым. Цивилизация людская, если говорить прямо, возросла на крови, на человекоубийстве, и от этого никуда не уйдёшь — прошлое и настоящее весьма убедительно свидетельствуют об этом. Этот изначальный императив по мере развития общественной жизни стал подкрепляться обоснованиями экономическими, социальными и политическими, но все такие обоснования всего лишь вязь по канве, ибо война, повторяю, свойственна человеку издревле. Своеобразно и метко выражали эту мысль древнерусские князья. Одному из них, Изяславу Мстиславичу, внуку Владимира Мономаха, принадлежит такое изречение: «Мир стоит до рати, а рать — до мира». Словом, история есть непрерывное коловращение войны и мира, неизбежность которого наши предки осознавали с древних времён.

— Да, война неизбежна… Не значит ли это, что в ней есть нечто оздоровительное для народа? После Великой Оте­чественной войны — войны страшной, разрушительной, кровавой, — Россия словно обновилась и за короткий срок достигла таких вершин, каких не достигала за всю историю своего существования…

— Давайте уточним: я бы сказал, что Россия не обновилась, а возродилась. Разница в определениях, быть может, не сразу заметна, но существенна. И подумайте: такое возрождение не есть некий феномен ХХ века. Умение воссоздавать разрушенное воспитано у наших предков веками. Вы посмотрите, что было в прошлом, что было в Древней Руси, в Московском государстве!.. Противник пройдёт по земле Русской, испепелит её, вытопчет нивы, разрушит деревни, спалит города… Казалось бы, восстанавливать уже нечего, это конец; в лучшем случае возрождение займет долгие десятилетия и даже века. Но, к удивлению соседей, жизнь на Русской земле возрождается через самое короткое время. Эта способность быстрого возрождения есть корневая особенность русского народа, она относится к нашей глубинной сущности. И мы её продемонстрировали сравнительно недавно, после страшной и разрушительной войны с нацистской Германией. Таково свойство русского духа от Бога.

— А нельзя ли сказать так: не было бы разрушения — не было бы восстановления?.. Ведь вой­на всё-таки мобилизует силы народа, а мир, то есть именно долгий мир, губителен…

— Всё зависит от того, как часто происходит разрушение… На долю русского народа выпала такая боль: он постоянно находился под внешним давлением; и с запада, и с юга, и с востока на него постоянно устремлялись противники, противники жестокие, которые несли смерть и разрушение. В отличие от стран Запада, нас очень часто разоряли дотла. Но отсюда и наша выучка возрождаться. Конечно, в основе этой выучки лежит воля народа к жизни: ведь можно так разорить землю, что у людей опустятся руки, — всё зависит от того, какова сила воли у того или иного народа. Так вот у русского народа тяга к жизни несравненная! И поэтому когда вы слышите о том, что русский народ растерял пассионарность, — не верьте, это неправда. История свидетельствует иначе. Сама непрерывность набегов извне послужила для русского народа школой жизнелюбия, научила его быстро возрождать страну из пепла.

— Но нельзя ли в таком случае сказать, что без войны русский народ теряет своё величие? Ведь смотрите: чем дальше мы уходим от 1945 года, тем более слабеет народный дух, на смену волевой собранности приходит безпечность, безответственность, в конце концов наступает настоящее разложение — и в 90-х годах происходит полный развал. Ведь согласитесь: катастрофу ельцинской поры нельзя объяснить одними лишь происками внешних врагов…

— Я скажу так: да, война является средством к сплочению народа, но не единственным средством. Общество людское не может сохранять здоровье духа, всё больше распадаясь на мелкие социальные единицы, пока наконец такой единицей не станет отдельная личность. Устройство человеческого общежития подчиняется двум началам: началу индивидуальному и началу коллективному. Разумное сочетание этих двух сил обезпечивает существование того или иного народа. В каждом этносе непрерывно идёт своеобразное соревнование между частным интересом и интересом общества, и когда верх берёт индивидуальный интерес, тогда общество раскалывается на малосвязанные друг с другом единицы. И при длительном существовании такой модели общество неизбежно подходит к опасной черте, за которой уже нет возврата. Чтобы спастись, необходимо дать движение коллективам и объединению. Это порою происходит стихийно: индивидуальность приземляется, а выход получает коллективизм и коллективный интерес — таким образом выравнивается историческое бытие народа. И война вполне может стать средством к спасительному сплочению людей. Вопрос заключается лишь в том, в какой именно момент война приходит в наш дом. Если дробление общества зашло уже слишком далеко, то мы не сможем не ощутить привкус смертельной горечи… Но если стремление к объединению присутствует, пусть даже пока в малой степени, — бой с общим противником поможет народу сплотить ряды и вновь почувствовать свою силу.

— Можно взглянуть на проблему и с другой стороны… Знаменитый писатель-фронтовик Юрий Бондарев в своё время много говорил о том, что война разрушила наш народ. Ведь погибают в первую очередь лучшие, и, следовательно, духовная элита нации была выбита…

— Скажу так: погибают все — и лучшие, и худшие. Конечно, война наносит большой урон популяции. Но если эта популяция — живой организм, обладающий волей к жизни, то через некоторое время он способен вновь выделить из себя лучших. Ведь послевоенное возрождение происходит не только в материальном отношении, — в духовном тоже.

— Мне в своё время пришла в голову такая мысль: что было бы с нашими героями, если бы не было войны? Кем была бы Зоя Космодемьянская? Судя по всему, рядовым директором провинциальной средней школы. Кто-то любил бы её, кто-то нет, но никому не пришло бы в голову ставить ей памятники и называть в честь неё улицы. Кем был бы Сергей Тюленин? Давайте скажем честно: был бы работягой безвестным, ничем не выдающимся. Кем был бы Александр Матросов? Об этом я и гадать боюсь. А война вознесла их, покрыла славой, сделала светочем для народа, разбудила в их душах всё самое лучшее, поистине святое…

— А я спрошу вас: разве Зоя Космодемьянская ощущала себя героиней до своего подвига? Всё это проявляется неожиданно, мгновенно. Но, поскольку война и в древности, и сейчас требует от человека доблести, мужества, высокой самоотверженности, то она и даёт возможность как человеку, так и обществу продемонстрировать доблесть, сконцентрировать все свои силы… И безусловно, в этом отношении война имеет положительное моральное значение.

— Политическая ситуация сегодня весьма сложна. Все понимают, что действия киевской хунты вполне могут вызвать большую — а вероятно, и мировую — войну… Такую возможность нельзя сбрасывать со счетов. Как по-вашему, Игорь Яковлевич, до какой степени российское общество готово к большой войне?

— Положение, конечно, очень сложное и напряжённое. Нельзя не отметить умение нашего руководства лавировать в этой непростой ситуации. Что касается готовности общества, это очень сложно определить. Нам может казаться, что мы готовы. Может и противнику показаться, что он готов. Но только война проявит истину. Вспомните Великую Отечественную: Гитлер считал, что он готов к блицкригу, но оказалось, что он не готов к затяжной войне… Мы считали, что готовы защитить свои границы, но ведь задача была ещё и в том, чтобы нанести контрудар, — а к этому в 1941 году мы явно не были готовы… История всё покажет, война вынесет суд нашим субъективным ощущениям…

А если говорить об Украине, то её нынешние руководители либо безнадёжно обезумели, либо совершенно по-рабски, не рассуждая, исполняют волю своих хозяев. А их хозяева — наши коренные недруги. И как бы они ни камуфлировали свою ненависть к России, но человеку, обладающему историческими знаниями, совершенно ясно, что они не смирятся до тех пор, пока не уничтожат русский народ как активный международный субъект. К началу XXI века это в значительной степени удалось… Но не до конца! До тех пор, пока существует ядро Российской Федерации, мы живы как страна и как полноценный народ.

— Суворов считал, что всегда лучше нанести быстрый решительный удар, чем затягивать вооружённое противостояние. Промедление принесёт больше крови, больше материальных затрат и намного меньше пользы… А если ударить быстро и решительно, то победа дастся малой кровью и станет куда более убедительной…

— То, что говорил Суворов, было правильно для его времени. Но сейчас дела делаются иначе… Мир стал взаимопроницаем. Перед нами, что ни говори, военная машина всего Запада. А ведь нашу армию столько разрушали в последние годы! Внутренний враг, будь он неладен! Мы только-только начинаем восстанавливать былую мощь армии — заслуга руководства страны, прежде всего президента В.В.Путина. Конечно, у нас есть ядерное оружие — это главное устрашение. Мы можем нанести серьёзный удар по Америке, а от Западной Европы в таком случае только пыль останется. Но скажите: нам это нужно — унич­тожать Европу? Что же касается Украины, то досадно, конечно, видеть, что наша власть недостаточно активна по отношению к ней. Ведь как ни раскладывай, а решение подобных проблем всегда сопровождалось кровопролитием, бедами, несчастьем для простого человека… Тут нет другого пути, надо это выдержать и вытерпеть. А нынешняя ситуация тоже не может продолжаться долго… Поэтому российская выжидательная политика, она, без сомнения, рациональна, но когда начинаешь оценивать её одним лишь сердцем, она представляется бездушной, безчувственной…

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая