Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

28 июля — память св.равноап.князя Владимира, Крестителя Руси

МЫ — КРЕСТНИКИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Сегодня мы вспоминаем святого равноапостольного вел.князя Владимира — Крестителя Руси. Давайте оглянемся в глубь веков, когда жили наши с вами предки. Представьте мысленным взором череду сродников, прародителей, уходящих в глубь веков… в X век. Вряд ли мы можем рассказать свою родословную до времён князя Владимира, но тем не менее эта связь существует. Ибо то, что мы сегодня имеем, — наш род, земля, государственность — это всё добыто трудами, по´том и кровью наших праотцев и дедов. А на примере кн.Владимира мы можем увидеть, как событие, казалось бы, частной жизни человека может совершенно изменить судьбу не только потомков этого человека, но и целого народа, страны. Потому что деяния кн.Владимира, связанные с крещением его современников, его подданных, определили дальнейшую жизнь и развитие нашего Отечества. Мы все в духовном смысле являемся крестниками святого князя. Поэтому день памяти св.князя стал государственным праздником России, что не только закономерно, но и долгожданно.

Как известно, кн.Владимир с рождения не был христианином. Его отец был язычником. В то время представить себе человека, не верующего в Бога, было невозможно. В Бога верили, вернее, верили в богов, отвечающих за различные проявления природы. Да и сегодня силы природы сильнее всех достижений нашей технологической цивилизации. И, казалось бы, надо человечеству ощутить эту свою немощь, но человечество гордится своими достижениями, и большинство людей даже не осознаёт, что до´лжно соответствовать миру, в котором живёшь, своим внутренним состоянием. Ибо наши смертоубийственные грехи вызывают в природе определённые катаклизмы. Но выводов никто не делает…

А теперь давайте посмотрим на князя Владимира. Он был главой государства, состоявшего из славян и собранного им при помощи военной силы. Зачем? Совершенно очевидно, что Владимир думал не только о своём благополучном бытии, но и о благополучии государства и народа, князем которого он являлся и который считал его своим отцом. Он понимал, что малое племя не может быть благополучным, ибо более сильные подомнут его под себя, ведь нравы в те времена были жестоки. А покорённых ждали либо смерть, либо рабство, либо тяжёлая дань, когда отдаёшь последнее, а самому приходится влачить нищенское существование. Князь понимал, что не всегда военная сила решает, кто победит. Решает другая сила — та, что свыше. Тогда и малым войском можно одолеть большое. И он задумался о Боге. Поскольку к нему тогда примкнуло уже множество племён и у каждого племени были свои боги, князь решил, что надо из этого множества богов выбрать самого сильного — того, кто может помочь верующим в него. И он разослал своих послов в разные страны, дабы они узнали, как там веруют и насколько эта вера успешна. Об этом хорошо и подробно написано в «Повести временных лет» прп.Нестора Летописца и в Житии князя Владимира. Ни иудейская, ни католическая, ни магометанская вера не тронули сердца русского князя, а привлекло его православие. Он выбирает Христа Спасителя, выбирает Единого Бога, выбирает Святую Троицу и принимает Крещение в Византийской Православной Церкви. То, что происходит с ним дальше, говорит о чуде, которое происходит с человеком в таинстве Крещения и которое так или иначе происходило с каждым из нас. Итак, вчерашний язычник, сластолюбец, жестокий воитель вдруг становится агнцем — христианином. Его поведение разительно меняется. Совершенно очевидно, что произошло изменение внутреннего мира человека. Произошло духовное рождение, когда ветхий человек — человек греха — умирает и рождается новый во образ Христа. Теперь князь преисполнен Божественной благодати и духовной радости, приобретённой в результате правильного выбора веры. Нам всем знакомо состояние этой благодати в той или иной степени, когда сердце ликует и душа наполняется радостью.

Вот и князь Владимир находился в этом состоянии и вёл себя не так, как раньше. Он даже отказывался вершить суд над преступниками как князь и главный судья. Он говорил: «Бог сказал: Не судите и не судимы будете. Я отказываюсь судить». И только под напором первого киевского митрополита Михаила, который увещевал: «Ты — князь, ты — отец народа, ты должен не потакать злу, но ограничивать его, в этом твоё назначение», князь решился судить и наказывать преступников. На князя смотрели как на отца народа. Понимаете, не президент, не король… — отец! На Руси раньше княжеская власть строилась по принципу власти отца над своими детьми. А поскольку каждый ребёнок тоже становится отцом или матерью, то дедушка уже воспринимается как отец отцов. И как отец князь говорил народу своему, что теперь знает, какой Бог истинный и самый сильный, знает, какой Бог даст им благополучное будущее, уходящее в века. Поэтому большинство его современников легко согласились принять Святое Крещение. Современные СМИ нередко описывают сегодня Крещение Руси как насильственные действия князя над своими соплеменниками. Но мы-то должны с вами понимать, что насильственно креститься невозможно! Если человек глубоко верует во что-то, его нелегко насильственно заставить отречься от своей веры и принять другую. Это безсмысленно, ибо человек формально, под давлением, принимает новую веру, но в душе остаётся, например, язычником.

А надобно знать, что христианство не было чем-то совершенно новым в Киеве. В то время уже была соборная церковь пророка Илии, и об этом говорит летописец. Также мы знаем и ублажаем св.княгиню Ольгу, которая первая стала христианкой и принесла христианство на Русь. Правда, число христиан при ней было малым. Остальные русичи приняли Святое Крещение по доверию детей к своему отцу, князю Владимиру. Так над Русью воссияло Солнце правды, русские смогли узнать об истинной вере. Ибо что такое языческий бог? Это «сила», которая в чём-то мне помогает. Помните рассказ Джека Лондона про северные народы, где он пишет, как на Аляске люди поклонялись своим богам. Чтобы ублажить божка, дабы плодились олени, не было войн и болезней, его изображение вырубалось из дерева, а в качестве приношения божку мазали рот кровью убитого оленя, как бы питая его жертвенной кровью. Но как только что-то не ладилось, божка бросали в костёр и вырубали нового. Истинный же Бог обладает всей полнотой силы и власти. И кн.Владимиру было дано это узнать, поверить, убедиться и принести это своим соплеменникам, своему государству. Это определило в дальнейшем всю историю России. С этого момента Русь становится христианской, православной — Святой Русью. Со временем многие народы, населявшие в дальнейшем уже Российскую империю, принимали христианство. И надо заметить, что нигде в России христианство не насаждалось насильно. Оно проповедовалось и принималось с любовью. Только так «завоёвывались» и принимались другие территории в состав России. Это был свободный выбор людей, определивший в дальнейшем благополучие всей страны: Россия из небольшого собрания славянских племён вокруг Киева начинает разрастаться и превращается в огромную и сильную державу. Даже народы нехристианские, видя могущество и силу России, сами просились под руку русского царя православного. Потому что обижать их не обижали, а защищать защищали и кормили. Ничего подобного в истории человечества больше не было и нет.

Мы с вами являемся наследниками всего этого — и территорий, и государственности, и традиций, в том числе церковных, и благочестия. Мы — наследники Святой Руси. А почему Русь называют Святой? Потому что приблизиться к святости стремился каждый, это была цель жизни всякого человека. Ибо как учились наши предки грамоте? По Псалтири и житиям святых. Святость, чистота, простота жизни впитывались с детства. Будем же достойны наших предков. Будем продолжать дело святого князя Владимира, которому мы в ноги должны поклониться за то, что он дал нам всё это. Мы от Крещения — воины Христа.

Протоиерей Игорь ФИЛИН, настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный

 

предыдущая    следующая