Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Церковь и Родина

НЕОБОРИМА И ПОБЕДИТЕЛЬНА

Многие, наверное, слышали известное высказывание, не знаю кем впервые произнесённое: «В окопах атеистов не было». Кое-кто, наверное, сомневается, слыша такие слова, но я, как ветеран Великой Отечественной, закончивший войну в Германии, могу засвидетельствовать: в минуту смертельной опасности о Боге вспоминают и самые закоренелые атеисты. Такое мне приходилось видеть и своими глазами. Когда наш артиллерийский дивизион, в котором я служил начальником разведки, принимал участие в форсировании Одера, нас внезапно атаковала немецкая авиация. Самолёты шли густо, пикировали один за другим, и, честно сказать, эта атака произвела на нас сильное впечатление. Попросту говоря, нам было очень страшно. Я и несколько человек сидели в блиндаже, вслушивались в вой самолётных двигателей, и вдруг я увидел, как комсорг дивизиона — парень боевой, идейный, никогда не поминавший Бога, — крестится. Нет, не просто крестится, — молится всей душой, забыв обо всём на свете, творит одно крестное знамение за другим и повторяет: «Господи, помилуй! Господи, помоги!». Эту картину я не забуду никогда. Было совершенно очевидно, что по крайней мере в тот момент наш комсорг атеистом не был.

Да, беда заставляла людей вспомнить о Боге, о Церкви… Но надо сказать, что та же беда и Церкви позволила сблизиться со своим народом, встать в один ряд с защитниками Родины.

Я, как историк, специалист по Великой Отечественной войне, прекрасно знаю, что Русская Православная Церковь в те годы в подавляющем большинстве своём стояла на стороне советской власти, организовавшей борьбу с фашизмом. Конечно, были среди священства, среди верующих и предатели — но ведь они были и среди атеистов… А если уж и говорить о переходе на сторону врага, то вот как об этом пишет человек, которого не заподозришь в симпатиях к России, — американский историк Х.Дэвис, который констатирует, что во время войны «не было свидетельств какой-либо массовой (подчеркнуто мною. — М.Ф.) нелояльности к советскому режиму ни среди русских, ни среди национальных меньшинств».

Всем известно, с какой сильной, яркой речью обратился к советскому народу в первый день войны Местоблюститель Патриаршего Престола митр.Сергий (Страгородский). А мне нравится и другое слово русского иерарха — митрополита Алексия (Симанского) за литургией в кафедральном соборе в Москве 10 июля 1941 года. «Патриотизм русского человека, — сказал он, — ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к своей Родине… Когда Родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь… Не только как на священный долг смотрит он на дело её защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать… И теперь русский народ в безпримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага, мечтающего раздавить весь мир и варварски сметающего на своём пути всё то ценное, что создал мир за века прогрессивной работы всего человечества. Борьба эта не только борьба за свою Родину, находящуюся в великой опасности, но, можно сказать, за весь цивилизованный мир, над которым занесён меч разрушения».

Вот эта последняя фраза владыки Алексия меня сегодня приводит в восторг: Россия борется «за весь цивилизованный мир, над которым занесён меч разрушения!» Хорошо бы её почаще напоминать тем, кто стремится облить грязью Россию и её прошлое, приравнивает фашистскую Германию к СССР с одной целью: оправдать разрушение и уничтожение великой страны. И ведь сказаны эти слова не Сталиным, не кем-то из высокопоставленных большевиков, не советским военачальником, а митрополитом Русской Православной Церкви, которая ещё недавно подвергалась гонениям от советской власти.

Кстати, насчёт гонений… Хорошо бы получше разобраться в этом вопросе. Никто не собирается отрицать сам факт борьбы с православием, и было бы глупо это делать. Но нельзя и не видеть, что отношение коммунистов к Церкви на протяжении лет менялось, становясь то жёстче, то терпимее. Нельзя все советские годы красить одной краской. И когда сегодня удивляются тому, что Сталин 4 сентября 1943 года решил дать Церкви ряд значительных послаблений, то это удивление происходит от незнания того, какая политика проводилась в СССР в предвоенные годы. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые документы.

12 сентября 1933 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, в котором отмечалось, что в 20—30-е годы в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов, а 300 переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и безпризорных. Планы архитектурных застроек предусматривают снос ещё более 500 оставшихся храмов и церквей… «ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, которые являются памятниками архитектуры древнерусского зодчества. Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества».

Позже, 11 ноября 1939 года, Политбюро ЦК приняло ещё одно постановление об отношении к религии:

«1. Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

2. Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за №13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованные председателю ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК—ОГПУ—НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православно-верующих отменить.

3. НКВД произвести ревизию осуждённых и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанные с лишением свободы осуждённым по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти». (Выделено везде мною. — М.Ф.)

Вот так: ни больше ни меньше, как пересмотр ленинских заветов! Это о чём-то да говорит!

И Церковь, решительно вставшая в этой войне на сторону советского государства, возглашала на ектениях: «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов». И нет сомнений, что наше священноначалие, сохранившее связи с европейскими странами, прекрасно знало о планах Гитлера, который пришёл в Россию отнюдь не для того, чтобы «даровать ей свободу от большевистского рабства». Ещё в марте 1941 г. Гитлер так заявил: «Наша задача в России — разбить вооружённые силы, уничтожить государство… Речь идет о борьбе на уничтожение… Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению… Должно быть совершенно ясно, что из этих областей никогда уже не уйдём». А что будет с русскими? Обратимся к генеральному плану «Ост». Сам план не сохранился, но имеются некоторые документы, относящиеся к нему: «Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ… с биологической, в особенности с расово-биологической точки зрения…». Вот ещё одна выдержка из ставших известными документов: «Уничтожение биологической силы восточных народов путём негативной демографической политики… Её цель — изменить в перспективе количественное соотношение между чужеродными народами и немцами в пользу последних и таким образом уменьшить трудности, возникающие при господстве над ними».

(Замечу в скобках: сейчас, когда наши враги говорят о равенстве двух «тоталитарных монстров», СССР и Третьего рейха, вспомните: разве Советский Союз планировал что-то хоть отдалённо подобное в отношении Германии?)

Знала ли Церковь об этих планах Гитлера? Мне думается, в общих чертах, в самой их сути, — знала. И никаких возможных компромиссов с захватчиками для себя не видела. Что и подтверждается решением Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года:

«Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить своё благополучие: встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например партизан, других жертвующих собою за Родину…

Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик — лишённым сана».

Это соборный голос Церкви. И прославлять сегодня предателей — будь они военные, как Власов, или духовенство — значит впрямую идти против церковной воли.

Впрочем, ни к чему заострять внимание на предателях, ибо не они определяли настроения Церкви в те годы. Вспомним лучше о православных героях, которые вместе со всем народом делом, словом и скромной своею лептою боролись с общим врагом.

В октябре 1944 года в Москве в торжественной обстановке в Совете по делам Русской Православной Церкви были вручены медали «За оборону Москвы» митрополиту Николаю (Ярушевичу) и двенадцати протоиереям за ту лепту, которую они внесли на алтарь Отечества. Медалью «За оборону Москвы» были награждены также архиепископ Алексий (Палицын) и епископ Сергий (Ларин), отсутствующие в это время в Москве… Это было не единственное награждение московского духовенства медалью «За оборону Москвы». 4 января 1945 г. медаль «За оборону Москвы» была вручена протоиереям И.И.Сарычеву, К.А.Алексееву и А.П.Смирнову, который от имени награждённых заявил: «Медаль «За оборону Москвы» на своей обратной стороне имеет надпись «За нашу советскую Родину». Наша Родина — это святыня сердца. Ещё в 1851 году поэт Никитин в своем патриотическом стихотворении, посвящённом Родине, говорил: «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью, стать за честь твою против недруга, за тебя в нужде сложить голову!».

Интересно, что в своей речи батюшка процитировал даже такую сугубо советскую песню, как «Широка страна моя родная»: «Современные патриотические песни говорят о нашей общей любви к родной земле в таких словах: «Как невесту, Родину мы любим, бережём её, как ласковую мать!». Великая, священная освободительная война дала нам со всею яркостью почувствовать всю правду этих слов!». Он подчеркнул, что получаемую медаль «мы будем носить на своей груди… как символ нашей глубокой преданности своему Отечеству и безграничной любви к дорогой и священной для нас Москве».

Вот так говорили когда-то истинные сыны Православной Церкви и Святой Руси: они не играли в политику, не гадали, с какой властью им будет слаще жить, а просто по мере сил защищали Родину и Церковь, которые для истинного православного человека понятия нераздельные.

Михаил Иванович ФРОЛОВ, доктор исторических наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны

следующая