Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА И СВЯТАЯ ПОБЕДА

В 2015 году отмечается много круглых дат как церковной, так и светской истории России. Но и на фоне этих славных и печальных юбилеев 2015 год, без сомнения, войдет в нашу историю как год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Войдет в историю не потому, что мы празднуем уже семидесятую годовщину с того дня, как капитулировала фашистская Германия, а над поверженным Рейхстагом взвился красный стяг Победы, а потому, что этот праздник в текущем году получил новое качество, новый величественный смысл.

С советских времен в общественное сознание вошёл пропагандистский штамп из песни Д.Тухманова про «День Победы… со слезами на глазах». Мы повторяли эту эффектную фразу, не отдавая себе отчёта в её преходящести, конечности: когда фронтовики отойдут в вечность, а слезы высохнут, тогда и праздник кончится. Уже раздавались голоса: сколько же можно вспоминать, бередить раны, пора перевернуть страницу истории. Да и реальных фронтовиков становится всё меньше, некого, мол, поздравлять, раньше, мол, надо было чествовать.

И вот в год 70-летия Победы народ дал ответ на эти пришёптывания и лжескорбные сетования. Ответ по-русски мощный и величавый. Я имею в виду всенародную акцию «Безсмертный полк». Конечно, она зародилась двумя, а то и тремя годами раньше, но именно в 2015 году прошла с таким размахом, что стала поистине всенародной. Примечательно: акция «Безсмертный полк» родилась снизу, это настоящая народная инициатива, порыв сердца, отражающий реальное отношение нашего народа к памяти о Великой Отечественной войне.

Идея Дня Победы, будучи дополненной акцией «Безсмертный полк», приобрела отныне необходимую полноту и величественность.

Но этому символу единства различных социальных страт, народностей, верований, региональных особенностей огромной и многоликой России не хватало временно´го измерения. Ведь народ — это не только единство пространственного многообразия; толпа становится народом, когда осознаёт свою неразрывную, действенную связь с предками («любовь к отеческим гробам», по слову великого Пушкина). Вот эту-то связь наглядно продемонстрировал «Безсмертный полк».

В год 70-летия окончания Великой Отечественной войны мы можем с уверенностью сказать, что День Победы на века останется главным символом, базовым мифом национально-государственной идеологии, неизбежность формулирования которой, надеюсь, скоро осознает верховная власть.

День Победы Господь нам явил как святой праздник настолько очевидно, что не видеть этого может только слепец. Куда уж явственннее, когда именно в праздник Пасхи 6 мая 1945 года водружён флаг над поверженным Рейхстагом! Водружён представителями двух православных народов — русским Михаилом Егоровым и грузином Мелитоном Кантарией. Когда Церковь торжествовала, празднуя победу Жизни над смертью, день Воскресения Христова, победоносное русское воинство вступило в Берлин, в центр зримого воплощения сил зла, сил смерти. Предводительствовал победоносным воинством Георгий Константинович Жуков, а флаг над Рейхстагом водружён был в день великомученика и победоносца Георгия. Более того, в связи с совпадением дня Святой Пасхи и празднования памяти Георгия Победоносца священноначалие перенесло последний праздник на среду Светлой Седмицы, т.е. на 9 мая 1945 года, который и был объявлен в нашей стране Днём Победы. Как же православным людям не праздновать День Победы как святой праздник?! Какое ещё объяснение и вразумление нужно сомневающимся, включающим волынку про «советский богоборческий режим», про «войну двух антихристианских сил»?!

Вообще вся Великая Отечественная война являет нам действие Промысла Божия в русской истории. Начиная с того, что война началась в день Всех святых в земле Российской просиявших. Получается, что Гитлер, сам того не ведая, объявил войну не только русскому народу, но и русским святым. О чудесах на войне сегодня написано много. Некоторые сомневаются в достоверности сведений. Но в чём невозможно сомневаться — в промыслительности событий войны, о чём наглядно свидетельствует совпадение важнейших военных побед с датами церковного календаря. Достаточно вспомнить, как на день памяти великого подвижника земли Русской прп.Варлаама Хутынского ударили жесточайшие морозы, чем Господь уравнял силы воюющих в сражении под Москвой. Или вспомнить победу на Прохоровском поле, решившую исход Курской битвы, переломившей ход всей войны, — победа была одержана в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

А в день Воскресения Христова в 1945 году пал сатанинский Третий рейх, русская победоносная армия повергает в прах непобедимую доселе фашистскую орду, чьи знамёна в праздник Святой Троицы наши солдаты бросают к подножию Мавзолея, на котором стоит Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин и его маршалы-победители.

Причём победа в Великой Отечественной войне объединяет не только народы Евразии, но и сам русский народ, разделённый революцией и кровавой Гражданской войной. Как русскую Победу оценила исход войны та здоровая часть русской эмиграции, которая восприняла немецко-фашистскую агрессию как величайшую беду для нашего народа, словом и делом помогала Красной армии сражаться с фашистами. Была, конечно, и та часть эмиграции, которая восприняла фашистскую агрессию как «освободительный поход против коммунизма». Их прямые и идейные наследники и сегодня пытаются поставить под сомнение Победу, придумывают гнусные словечки типа «победобесие». Есть такие люди и среди духовенства Русской Православной Церкви. Но мы можем с радостью отметить, что их усилия не принесли плода, они остались маргиналами в церковном сообществе. Впрочем, иначе и не могло быть, ведь Священный Синод ещё в годы войны назвал власовцев и иных коллаборационистов предателями. И эту оценку никто не в силах изменить или пересмотреть.

Почему же мы выиграли ту страшную, кровавую войну? Можно говорить об экономических (в 30-е годы тяжёлым трудом, кровью и потом была создана экономика Победы), морально-психологических, политических причинах. И это будет правильно, но недостаточно. Главная причина, на мой взгляд, в том, что в русском народе сохранился дух самопожертвования, дух смирения, терпения и любви, который и явил миру феномен русского героизма.

Может быть, за эти русские вековые смирение и терпение Господь и избрал русский народ для служения народа-богоносца. Избрал на века. Ибо, как писал премудрый старец Елеазаровского монастыря Филофей, «два Рима в ересях падоша, а третий Рим — Москва, а четвертому не быти».

Специально для газеты «Православный Санкт-Петербург» Анатолий СТЕПАНОВ, главный редактор Русской Народной Линии

предыдущая    следующая