Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8 июня — 11 июля — Петров пост

ПЕТРОВКИ-ГОЛОДОВКИ

В народе Петров пост называли «Петровки» или «Петровка-голодовка». Хотя, ну какая голодовка? Петров пост не такой строгий и продолжительный, как Великий, — во все дни нельзя есть яйца, мясные и молочные продукты. Зато лето в разгаре, и немало уже фруктов и овощей нового урожая вызрело. Так что пост накануне дня памяти свв.апостолов Петра и Павла — это летний праздник жизни, где нет места скорбным переживаниям. Но какая необходимость в этом посте? Ведь только что прошли восемь недель после Пасхи, напоминающие христианам о самых радостных днях — Светлом Христовом Воскресении, сорокадневном пребывании Воскресшего Христа на земле, Вознесении Его на Небеса и сошествии Святого Духа, положившее начало Церкви Христовой. А смысл в том, что мы постимся после Пятидесятницы — в подражание апостолам, которые постом и молитвою готовили себя к тому, чтобы выйти на всемирную проповедь Евангелия. «Как же нет места переживаниям, — возразит кто-то, — апостол Пётр был распят вниз головой на кресте, а апостол Павел усечён мечом!» Истинно так, но лицо нашей Святой Церкви — это её праведники и святые мученики, которые рады были пострадать за Христа. А те, кто, претерпевая мучения, рыдал и стенал, отрекался от Христа, становились не мучениками, а просто казнёнными. Сейчас от нас никто и не требует мученичества, но пост-то потерпеть мы можем?

Есть и ещё одно объяснение летнему посту. В III веке, когда встречается первое упоминание об этом посте, он считался постом-возмещением. То есть те, кто по какой-либо причине — по болезни ли, в путешествии ли — не смог поститься перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице)». А так как христианам всегда была свойственна соборность, то многие из тех, кто и не нарушал Великого поста, постились также в эти дни вместе с опоздавшими.

Впрочем, голод, отказ от мясной или иной пищи сами по себе не являются для человека благом, ибо потребность в пище естественна для людей. В Священном Писании сказано, что Господь при сотворении мира предназначил людям в пищу плоды деревьев и семена трав. И Иисус Христос не воспрещал никому вкушать от благ земных. Он Сам чудесным образом накормил пять тысяч человек, пришедших послушать Его проповедь, и не препятствовал ученикам Своим в субботний день сорвать горсть колосьев для утоления голода. Апостол Павел, разъясняя отношение к еде, пишет: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога» (Рим.14,6). Пост нужен для воспитания воли. В посте мы учимся подчинять свои телесные потребности своему духу. Святые мало ели, и не только во время поста. Почему? Потому что обильная пища тянула в сон, отвлекала, мешала глубокой молитве, общению с Богом. Известно, что Макарий Александрийский во время поста вкушал однажды в неделю и прожил 100 лет, а св.Симеон Столпник в пост ничего не вкушал и прожил 103 года. Но мы не святые. Что толку нам быть голодными, но не молиться, а рисовать в своём воображении всевозможные яства? Поэтому меру своего поста каждый должен определять для себя сам и обязательно брать на то благословение своего приходского священника.

Что едят в Петров пост? Во все дни недели, кроме среды и пятницы, можно вкушать рыбу. Рыбу едят ещё в день престольного праздника (если он попадает на Петров пост) и в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля), на какой бы день недели они ни приходились. В старину в честь этих праздников готовили рыбники — рыбные пироги, ведь Россия была богата рыбой. Особенностью их является то, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекалась в тесте целиком. Рыбники делали открытыми, чтобы запекаемая рыба была видна, — это служило украшением пирога. Но наиболее используемый продукт в Петров пост всё-таки зелень, ибо он совпадает с жарким временем года, когда мясо, жирная пища приносит только вред, плохо усваиваясь. Иное дело — салаты, зелёные постные щи, холодная постная окрошка или ботвинья.

Но пост — это не диета. Как писал свт.Василий Великий, «ошибается тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления…»

На Руси свв.апостолов Петра и Павла почитали особо. В каждом храме есть иконы этих апостолов, в каждом городе — храмы в честь них, целые города носят их имена. Неудивительно, что с днём памяти свв.апостолов связаны всевозможные приметы и поговорки. Вот некоторые из них — вслушайтесь, в них народная поэзия и мудрость: «Петро-Павел духоту добавил»; «Тот, кто дорос, после Петрова дня торопись на сенокос!»; «Если на Петра были колоски, на Илью будут колобки»; «Ячмень заколосился — соловей замолчал»; «В Петровский праздник кукушка перестала куковать»; «На Петра один дождь — сено жёсткое, как хвощ». Заканчивался Петров пост в день памяти свв.апостолов Петра и Павла. В этот день раньше на Руси устраивались братчины, где «весь мир» варил пиво, закалывал быка, а у северян — оленя, и устраивали общий сельский пир у часовен, около храмов. Весь день уходил на приём гостей и хождение по гостям. В застолье вечером участвовать разрешалось только женатым и старикам. Наши предки умели и молиться, и поститься, и веселиться.

С постом приятным! С лёгким, как запах скошенной травы, плывущий над звенящими в полдень полями, Петровым постом — летним праздником жизни!

Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая