Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«КАКОЮ МЕРОЙ МЕРИТЕ…»

Как-то знакомый батюшка рассказал шутку: «После сильной и трогательной проповеди священника все присутствующие в храме, кроме одного мужчины, стояли с мокрыми глазами. На вопрос, почему он не плачет, мужчина ответил: «А я не из этого прихода…». А ведь мы, прихожане, порой ведём себя так, будто мы не только не из этого прихода, но и не принадлежим к Церкви Христовой. Сегодня о прихожанах, священнослужителях и их взаимоотношениях размышляет священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО.

— Нет, я не могу сказать, что у нас плохие прихожане, плохие верующие. Но… бывают моменты, когда они ведут себя глупо или сознательно неправильно. Например, сплетничают о священниках. Плохо это? Плохо. Вот недавно совершаю я панихиду, а рядом стоит корзинка для приношений. Делаю шаг вперёд, заглядываю в корзинку — знаю, что люди часто оставляют там записки с просьбой молитвенно помянуть кого-то. Я беру эти записки и поминаю имена людей. А через несколько дней пришла на исповедь бабушка, повинилась: «Я как увидела, что вы к корзинке шагнули, так шепнула соседке: «Ну и поп, сам с кадилом стоит, молится, а мысли-то об одном — что ему там в корзинку из еды накидали». Это у нас распространено: люди смотрят, как священник себя ведёт, как одет, что ест. Вот однажды во время Великого поста ко мне пришли друзья. У них была серьёзная личная проблема — они были на грани развода. Разговор предстоял долгий, и я предложил пойти в ближайшее от храма кафе. Взяли сок, сидим, беседуем. А спустя неделю пришла на исповедь женщина, кается: «Батюшка, я ведь от самого храма, прячась за деревьями, следила за вами, куда вы по­шли с друзьями. Когда вы зашли в кафе, я подумала: и что же они в Великий пост закажут? А когда увидела, что вы взяли сок, мне так стыдно стало…»

«Не суди΄те, да не судимы будете, ибо каким судом су΄дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», — говорит нам Иисус Христос (Мф.7,1—2). Святые Отцы Церкви указывают, что осуждаемые нами не наши рабы, а рабы Господни и имеют своим судьёй Самого Господа. Но мы вновь и вновь впадаем в этот грех. Вспоминается такой случай. Праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После окончания Литургии мы с о.Иосифом, нашим молодым диаконом, выходим на середину храма для освящения воды. Потом, как водится, — окропление прихожан святой водой, проповедь, целование креста… Прихожане расходятся, наполненные благодатью, и всей суете мiра сего не вымыть из душ радостное чувство, которое мы уносим с собой…

Можем ли мы знать, что один человек с нами не радуется, что на душе у него сумеречно? Вечером эта женщина подойдёт к настоятелю и спросит, почему о.Константин и о.Иосиф воду-то освящали, а вот крест в неё не опускали? Настоятель опешил и не знал, что ответить пытливой правдоискательнице… Но он, конечно, знает, что сказать отцам, устроившим такую провокацию: «Почему, я не могу понять, почему ты, о.Константин, крест в воду не опускал?.. Ты что, первый раз воду освящаешь?» Я, честно говоря, не знаю даже, как реагировать… Наш с о.Иосифом лепет, что такого быть не может, что мы не могли не опускать крест и почему бы мы не стали его опускать?.. и что мы помним, как опускали крест, и человек пятьдесят прихожан тоже это видели… кое-как сглаживает конфликт. Настоятель наставляет нас, как нашкодивших детей: «Относитесь к службе внимательно. Написано в книге — исполняйте. Сказано: «Крест опускаем в воду» — сие и творите». Обидно от этой выволочки и грустно…

— Есть люди, которые сознательно опаздывают на службы. Такие жмутся поближе к дверям, мешая входящим. Но зачем толпиться у входа? Ты же ничего не слышишь, не вникаешь в суть богослужения! Пройди на середину — под куполом и акустика лучше.

— Это всё незнание правил поведения в храме. Например, большая проблема, когда в храм привозят святыню: люди, подойдя к иконе или мощам, долго крестятся, трижды кланяются, потом чуть отходят, опять крестятся и кланяются, становятся на колени. А очередь человек в сто ждёт. Я всегда говорю в таких случаях: «Дорогие братья и сёстры, вы, несомненно, видели по телевизору, как прикладывается к святыням Святейший Патриарх, — вот вам пример. Стоя в очереди, ты можешь молиться и думать о чём хочешь, но когда подошёл — один раз крестишься, целуешь святыню и отходишь в сторону. Не тратьте чужое время! Нашему Святейшему Патриарху, может быть, тоже хочется перед какой-нибудь особо чтимой святыней помолиться, застыть, прижавшись к ней лбом. Но он, хотя и Патриарх, уважает желание других верующих подойти к святыне, показывает нам пример достойного поведения».

Что касается стояния людей во время богослужений, встать надо так, чтобы никому не мешать, не загораживать подход к иконе или подсвечнику. Ибо гораздо больший грех, чем не прийти в храм, — ввести в соблазн кого-то своим поведением. Я всегда говорю нашим уборщицам, свечницам: «Ваше «маленькое» служение на самом деле служение апостольское, потому что вы встречаетесь с теми, кто пришёл в храм. Не кричите: «Куда идёшь? Не видишь, я тут только что полы помыла». Ведь от того, как к ним отнесутся трудники храма, зависит, люди прилепятся к храму или уйдут обиженные, разочарованные. Лучше улыбнуться и сказать: «Как хорошо, что вы пришли». Даже если девушка в джинсах и с непокрытой головой, будьте терпимы. Она пришла, и это уже маленький шаг к Богу, это душа привела её сюда. Можно мягко посоветовать ей в следующий раз надеть юбку и косынку. Спросите, можете ли вы ей что-то подсказать, чем-то помочь? Добрый, доверительный разговор может стать мостиком, который приведёт человека к Богу. Какое счастье, если вы, представ пред Господом, сможете сказать, что благодаря вам десять человек нащупали дорожку к Богу. И как страшно, если даже один человек из-за вас отошёл от Церкви. Сказано: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили…» (Мф.18,6).

— Батюшка, а вот случай: одна бабуленька всегда вставала в храме у иконы Архангела Михаила. Однажды её место занял незнакомый мужчина. Она погнала его прочь: «Ишь ты, на чужое место позарился. Да я тут уже полгода Ангела прикармливаю…»

— Это даже не суеверие, а глупость несусветная. Я не считаю, конечно, что Бердяев прав, когда сказал, что Россия крещена, но не просвещена. Но то, что порой встречается дремучая невежественность, — это, увы, правда. Некоторые действительно считают, что можно в храме застолбить «своё» место, или «скооперироваться» с каким-то святым… Что тут сказать? Даже если прихожанин, на которого бабушка цыкнула, пойдёт батюшке жаловаться, старушка скажет, что стояла тут ещё в 1949 году… И вот уже раздор в храме. Грустно, что мы не можем отделить главное от второстепенного. А главное — это мир в Церкви Христовой, и только потом — твоё личное благочестие. Уступайте друг другу.

Я много раз, как пастырь, сталкивался с ситуацией, когда мне, ради пользы ближнего, приходилось идти на какие-то уступки. За что порой приходится слышать: «У нас батюшка — либерал, он по канонам не действует». Но, дорогие мои, по канонам действовать проще всего: например, сделала аборт — семь лет отлучения от Причастия! Но станет ли отлучённая в храм ходить или разуверится во всём? Нет, священник должен побеседовать с человеком, чтобы понять, насколько душа повреждена, насколько она содрогается и кается в содеянном. Вот ведь и Святые Отцы, хотя они и озвучили жёсткие каноны — например, убийцы отлучаются от Причастия на 20 лет, — но не отталкивали этих людей, старались пробудить душу, привести к покаянию и допускали их потом к Причастию. Мы должны поступать так же.

Будучи семинаристом, я думал, что когда стану священником — буду проповедовать, трудиться, и люди потихоньку начнут тянуться ко Христу, к свету. Я недоумевал: почему наши батюшки такие неактивные, почему мiр так равнодушен к Богу? А став священником, увидел, как часто все мои усилия разбиваются о непонимание, нежелание, неготовность, чёрствость людей. Тогда я решил, что моя задача как священника — трудиться, не ослабевая, и создавать благоприятные условия для того, чтобы любой человек, который желает и готов, мог прийти к Богу, мог свободно развиваться. Но нельзя никого насильно тащить в Церковь, нельзя пользоваться сомнительными методами, дабы привлечь человека к Богу, как это делают сектанты. Они говорят: «Тебе плохо? Приходи к нам, и Бог решит все твои проблемы». Это же ложь, приманка! Ибо Господь не всё решает так, как нам бы хотелось. Поэтому моё дело — свидетельствовать о вечной Истине во Христе ярко, образно, пользуясь технологиями нашего века. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11,15).

— Батюшка, скоро Светлое Христово Воскресение. По традиции мы накануне приносим в храм для освящения корзинки с яйцами, куличами. И стоим рядом, зорко следим, чтобы ничего не пропало, а святой воды побольше попало. Освятив, уносим домой. А разве мы не Богу принесли этот дар? Тогда почему забираем? Ну, оставили бы хоть малую часть — батюшки раздадут малоимущим прихожанам…

— Видимо, люди не считают, что принесли это Богу… А многие просто не знают, не понимают традиции. Традиция же была такая: часть принесённого верующие жертвовали на нужды храма — клира, священнослужителей, общины и тех малоимущих прихожан, которым Церковь помогает. Например, наш храм опекает некоторые социальные учреждения, при храме есть детский приют. Кроме того, мы кормим бездомных. И все приношения идут на то, чтобы подарить маленькую радость людям, обделённым судьбой. Церковь пытается сделать жизнь этих людей светлее. Не все это понимают.

Давайте я просто скажу, как поступать правильно: собирая корзинку для себя, соберите маленькую — для храма. Обычно люди в корзинку для жертвований бросают яичко. Потому что яичко-то стоит недорого — его не жалко. Или невкусный магазинный куличик — ему тоже грош цена. Словом, «на Тебе, Боже, что нам негоже». А вот с любовью и молитвой сделанную маленькую пасху или своими руками испечённый куличик пожертвовать — тут жадность берёт над нами верх. А положите в маленькую корзинку пасху, кулич, яички, и её содержимое с удовольствием и благодарностью съедят наши воспитанники или батюшка, который исповедует вас, окормляет, возьмёт домой порадовать ребятишек.

Кстати, обычно родители именно детей посылают жертвовать на храм эти пасхальные корзиночки. И это очень важный воспитательный момент: ребёнок учится отдавать и получать от этого радость. А батюшка и по головке погладит, и поблагодарит, и благословит. Я обычно говорю: «Стой, не уходи». Иду в алтарь, у меня там всегда припасён какой-нибудь подарок — иконка, книжечка, брелочек, игрушка… выношу и дарю малышу. Ах, как вспыхивают его глаза от счастья! Такие моменты дорогого стоят.

Был ещё памятный случай в Духовной Семинарии. Пасха 1991 года, закончилась ночная служба. В четыре часа утра мы, семинаристы, легли спать. А в восемь утра зазвонили колокола — подъём. Почему? Надо же выспаться, а проснувшись — радоваться Христову Воскресению. Но наш ректор о.Владимир Сорокин тогда сказал: «У нас в семинарии традиция — в Пасхальный день мы едем в тюрьмы поздравлять узников». Мы загрузили в автобус большие коробки с яйцами, куличами, пасхами и целый день ездили, поздравляли и разговлялись с заключёнными. Устал я безмерно, но весь день у меня в душе радостно звенели колокола! А как заключённые плакали от радости, как бережно брали заскорузлыми пальцами праздничное яичко… Я понял тогда: это — правильное празднование Пасхи, когда ты делишься радостью своей с самыми обездоленными.

Записала Ирина РУБЦОВА

следующая