Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Братушки

РУССКИЕ СПАСАЮТСЯ МОЛИТВОЙ, СЕРБЫ — ТЕРПЕНИЕМ

Справедливость этой сербской поговорки подтвердила встреча с сербскими священниками — протоиереем Радивое Крулем, настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в г.Мостар (Босния и Герцеговина), и его братом иеродиаконом Владимиром, — которая состоялась на прошедшей Зимней православной выставке в СКК. Батюшки служили перед иконой Божией Матери «Предвозвестительница», без утайки рассказывали о том, чем жила и живёт Сербия, что значит для сербов дружба с Россией, отвечали на вопросы.

О.Радивое: — Духовная связь наших двух братских народов зародилась в XII веке. А началось всё с того, что сын сербского короля Стефана Немани — Растко Неманич — вместе с русскими монахами ушёл на Афон, принял там постриг с именем Савва в русском монастыре св.Пантелеимона. В монастыре он читал русские духовные книги, поэтому в его трудах так много русских слов. Со временем св.Савва организовал на Афоне монастырь Хиландар. В то время Русь томилась под гнётом монголо-татарского ига и не могла помогать своим монахам на Афоне, эту заботу взяли на себя св.Савва и его отец. А король Драгутин, правивший Сербией в 1270—1275 годах, посылал дары русским, страдавшим от татар.

В 1440 году в Москве, в Троице-Сергиевой лавре, появился сербский монах Пахомий Логофет. Он прожил в монастыре 20 лет и написал несколько духовных книг, среди которых «Житие Прп.Сергия Радонежского». Русские — народ, памятливый на добро. В 1556 году игумен Хиландара Паисий получил от царя Ивана Грозного богатые дары и подворье в Москве, а также грамоту, в коей русский царь требовал от турецкого султана освободить православные монастыри Афона от дани. Это был первый документ, где Россия выступила в защиту сербов перед Турцией. Так и повелось между нашими народами: любовь за любовь, дружба и верность на века. Многие сербы приезжали в Россию и служили ей верой и правдой. При царе Петре I из сербов был составлен гусарский полк, который участвовал в Полтавской битве и Прусском походе. В Бородинском сражении в 1812 году сербские офицеры сражались в русских полках. А благодаря победе России в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов Сербия получила независимость.

— Батюшка, расскажите об особо почитаемых сербских святых.

— О свт.Савве, архиепископе Сербском, я уже упомянул. Очень почитаемы вмч.Лазарь, князь Сербский, св.Владислав, король Сербский, прп.Ангелина, прп.Параскева-Петка Сербская… И ещё в сердце каждого серба русский царь-мученик Николай II, который был канонизирован Сербской Православной Церковью ещё в 1938 году. А в сентябре 2014 года в Белграде был установлен памятник царю-страстотерпцу. В сердце врезались слова вашего Святейшего Патриарха Кирилла: «Император Николай II принёс в жертву свою корону, свое царство и свою жизнь для того, чтобы спасти Сербию и всю Европу». Посмеем ли мы не признать, что наша свобода и государственность стоили России больше, чем нам? Русский царь и народ, неподготовленными вступая в войну за правду сербского народа, защищая Сербию от австро-венгерской оккупации, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к нам, сербам, не отступила пред опасностью. Чем сможем отплатить? Могу сказать, что сербский народ никогда не присоединится к санкциям против России. Сербская пословица гласит: «Лучше достойно умереть, чем постыдно жить». Или, как говорил Слободан Милошевич, «Мы, сербы, любим русских больше, чем самих себя. И мы гордимся этим!».

Иеродиакон Владимир: — Это правда. Я помню, как первый раз приехал в Россию, остановился в доме знакомого русского монаха. Его мама повела меня показывать город. На улице встретила знакомую. Та, узнав, что я серб, полезла в карман, вытащила сотню и, пробормотав: «Нет, это не то», опять полезла в карман, извлекла тысячу рублей и отдала мне. Я понял, что у русских во все века был порыв помогать сербам, едва они их завидят. Я рассказал об этом случае моей маме, и она не удивилась.

О.Радивое улыбнулся и продолжал: — Желая хоть как-то отблагодарить русских братьев, сербы с раскрытыми объятиями принимали русских эмигрантов, которые стали прибывать к нам после революции 1917 года. В 1921 году многие солдаты и офицеры Белой армии устраивались у нас на пограничную службу. А надобно сказать, что в те годы албанский участок границы Сербии был самым опасным. Вот туда и направляли русских, и они очень скоро отбили у албанцев охоту нарушать сербскую границу.

— Что происходит сейчас в Сербии?

— Поскольку я служу в боснийском г.Мостар, то расскажу о жизни в этом городе. В 1991 году в Мостаре проживало 24 тысячи сербов, после войны, в 1992 го­ду, осталось 890 сербов, остальные бежали, были убиты, попали в концлагеря, про которые выжившие сербы говорили, что это ад на земле. С сербами оккупанты обращались, как с животными. Наш кафедральный Троицкий собор в Мостаре — самый высокий на Балканах! — трижды взрывали динамитом: сначала — колокольню, потом — центральный купол, потом — сам храм. Фундамент мусульмане и католики-хорваты, объединившись, дробили молотками, чтобы сровнять собор с землёй. Рушили и маленькие церкви, и часовни, памятники сербским героям и святым, даже памятники на сербских могилах. Уничтожалась под корень сербская культура. Им важно было уничтожить даже малый сербский след, стереть память о нашем народе с лица земли. Но мы не отреклись от своей земли. Сразу же после войны мы вернулись, несмотря на то что там жили враги-победители. Епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич) объявил о возвращении кафедры Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви в Мостар из монастыря Тврдош, где она временно находилась. Началось восстановление Свято-Троицкого собора. А пока служим в маленькой древней церквушке. Это самая южная церковь славянского Православия, южнее православных славян нет. Восстанавливаем свои дома. Сегодня в Мостаре проживают три тысячи сербов, при том что население города — 70 тысяч. Мостар поделён рекой Неретвой: левый берег — мусульманский, правый — католический хорватский, но сербы считают Мостар своим, православным. Это наша земля. Да, жить сложно. Но, как говорит сербская народная мудрость, «русские спасаются молитвой, а сербы — терпением». Видите, даже в наших пословицах русский и сербский народы неразлучны.

— А как складываются отношения сербов с мусульманами и католиками после войны 1992—1995 годов?

— А посмотрите на фотографии Мостара. Видите развалины? Это бывший Свято-Троицкий собор, а вокруг него уже 18 мечетей, а на том берегу — католические храмы, синагога. Наши дети учатся в мусульманских либо хорватских школах… Но в церкви и дома они получают надлежащее воспитание — православное. И тут неоценимую помощь оказывают наши замечательные женщины — матери, жёны, сёстры. Известно ведь, что семья — малая церковь. Вот у нас с матушкой Наталией шестеро детей, и почти весь груз их воспитания лежит на ней. В Боснии и Герцеговине в основном женщины являются преподавателями Закона Божиего в государственных образовательных учреждениях. Кстати, дети наши не скрывают в школах, что они православные. Но мне кажется, что никто больше не хочет войной разорять землю, на которой живёт и кормится. Когда в 2004 году был восстановлен старый мост (в честь которого и назван город) — через 11 лет после разрушения! — у въезда на него оставили камень, в котором застряла мина, как напоминание о войне, и сделали надпись: «Не забывайте 1993 год»… Я думаю, что хорваты-католики ненавидят нас ещё и за то, что мы — немой укор им, предавшим Православие и принявшим католицизм. А вот русский народ нас никогда не предавал, оттого и любим мы русских и Россию. Приезжайте в Сербию, вас встретят с любовью и благодарностью.

Записала Валентина КУКУШКИНА

предыдущая    следующая