Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский

ГДЕ-ТО ЖАЛЕЙКА ПЛАЧЕТ

Сказ о русских музыкальных инструментах

Знаете ли вы, что на Руси был такой чудесный музыкальный инструмент, который назывался «коза»? А что домашний скот и его недруг волк хорошо понимают голос некоего музыкального инструмента, где бы эти животные ни обитали — в Австралии, Германии, Шотландии или России? Что это за инструмент? Об этом и многом другом рассказали на прошедшей в СКК Зимней православной выставке супруги-музыканты Михаил Кузьмин и Екатерина Балуева.

М.Кузьмин: — Пожалуй, самым простым музыкальным инструментом является пастуший рожок. Раньше на деревне пастух считался большим человеком. Он раньше всех вставал, всех будил и коров в стадо собирал, наигрывая на рожке. Сделать рожок несложно. Нужен хорошо вычищенный коровий рог, который сам по себе красиво звучит. В тонкий, чуть спиленный конец рога вставляется кленовая веточка, полая изнутри. Когда весной начинают соки бродить, сердцевина у клёна мягкая, и её легко прочистить нагретым гвоздём. На веточку цеплялся пищик — кусочек тростника, у которого ножом отщеплён язычок. Вот в пищике-то весь секрет: можно сделать сто неудачных пищиков, и только сто первый выйдет ладным. Но в деревне это умел каждый парень, подтверждая тем самым, что «левши» на Руси никогда не переводились. Кстати, наигрыши, которыми собирали коров и овец, у всех народов одинаковы. А в лесу, в поле звук рожка разносится на многие вёрсты окрест. Расскажу весёлую историю. Один мой знакомый музыкант поехал в Германию. Как-то вечером забрёл на окраину городка, встал лицом на закат и давай наигрывать на рожке. Ну, душа у парня распахнулась! Мимо немцы идут, улыбаются, останавливаются, слушают. Потом туристы невесть откуда образовались, защёлкали фотоаппаратами. Музыкант играет, толпа зрителей растёт, и все чему-то радуются, смеются. «Что смешного?» — недоумевает приятель. Отыграл последнюю мелодию, повернулся, чтобы уйти, и обомлел. За спиной стояли десятка два коров, лениво отгоняя мух хвостами и мерно пережёвывая жвачку, овцы, как белые облачка на ножках, жались друг к другу, пара коней мечтательно вздыхали, положив головы друг другу на спину. Стадо в ожидании смотрело на «пастуха»: мол, чего звал-то? Оказывается, неподалёку было фермерское хозяйство, и вся живность из загона, услышав переливы рожка, потянулась на его зов, а за ними — хозяева фермы, соседи и прочий люд… Кстати, волки всегда обходили стороной стадо, если слышали игру рожка, смекали: пастух бдит, ружьё под рукой, собака рядом.

А ещё лет 150—200 назад на Руси бытовала волынка — пастуший инструмент весьма древнего происхождения. Среди славянских древностей языческой эпохи было найдено изображение воина, играющего на волынке. Это инструмент с воздушным мешком, который шился из воловьей (отсюда и название) или козьей шкуры, снятой целиком и снабженной сверху трубкой для наполнения его воздухом, а снизу — жалейка, задающая мелодию, и длинная труба, которая держит один низкий тон. Кстати, в некоторых местностях волынка называлась «козой». В.Даль приводит немало народных поговорок, в которых упоминается волынка: «Ножки — что дудки, брюшко — что волынка»; «Дуй его волынкой» (шутливая брань); «Пошёл за хлебом до рынку, а купил волынку». Волынка замечательна тем, что играть, вернее, «тянуть» мелодию, раз надув мех, можно и полчаса, и крестьяне не уставали под эти звуки плясать, снимая накопившуюся за трудовой день усталость.

Ну как не сказать о русской балалайке! Кто-то пренебрежительно называет её «мужицким» инструментом, а меж тем под её немудрёные наигрыши танцевали, пели песни, частушки, про неё на Руси складывали добрые сказки. Возможно, балалайку и впрямь придумали крепостные, чтобы скрасить своё существование. Устройство её простое: деревянный треугольный корпус и длинный гриф с тремя струнами. Извлекаются звуки щипками (оттого и назван инструмент щипковым) или так называемым бряцанием — ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, веселивших на ярмарках народ, зарабатывая тем себе на пропитание. Считается, что балалайка была изобретена в XVII XVIII веках. Но балалайка — старинный музыкальный инструмент, о чем свидетельствует арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший в качестве посла в 921 году Волжскую Болгарию и видевший, как заезжие русы хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу положили «крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент, чтобы он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте».

Екатерина Балуева: — Хочу рассказать немного о Русском Севере. У поморов не было бряцающих, щипковых и смычковых инструментов. В ходу были свистули, пастушьи рожки, ложки с бубенцами, бубны, трещотки. А металлические колокола в Беломорье были не только сигнальным инструментом, но и музыкальным. А ещё здесь в чести были былинщики-сказители, которых поморы, уходя на несколько месяцев в море на промысел, брали с собой. Человек, умеющий сказывать сказки и петь былины, получал такое же жалованье, как все остальные, ибо у него была серьёзная задача —
поддерживать дух команды, отгоняя тоску и уныние. Ведь былины и старинные русские сказы были долгими, с подробным описанием событий. Нам это сейчас не совсем понятно, мы привыкли всё сокращать, ужимая подчас целую повесть до десятка предложений. А в стародавние времена уважали обстоятельную беседу по душам.

А теперь отправимся на юг России — в Курскую область, которая славна не только соловьями, но и дудками и кугиклами. Это старинные инструменты, которые делались, можно сказать, из ничего. Кугиклы (русская разновидность многоствольчатой флейты) — тростниковые дудочки разной длины, собранные рядком. Каждая тростинка имеет свой голос, свою ноту, из которых складывается мелодия. Замечателен способ, которым настраивали этот инструмент: воском или хлебным мякишем заклеивался нижний конец тростинки, а внутрь бросали фасолинку, горошину, рис и пробовали на слух. Кстати, на дудочках играли только мужчины, зато кугиклы — женский инструмент. Под них водили карагоды — так на юге России называли хоровод.

А вот жалейка, духовой язычковый музыкальный инструмент, любимый славянами исстари. Она дожила до наших дней в первозданном виде: деревянная, тростниковая трубочка с раструбом из рога или бересты. Звуки жалейки не могут оставить русского человека равнодушным, так и берут за душу, тревожат, бередят её. В народе никогда не скажут: «Жалейка играет». Она — выговаривает.

А ещё любили наши предки бывальщину-невидальщину слушать под гусельки, с детства знакомые нам по сказке «Садко». Играли на гуслях и Добрыня Никитич, и Соловей Будимирович. Боян из «Слова о полку Игореве» также был гусляром-сказителем. Название гуслей, по одной из версий, связано со звучанием тетивы лука. В древности упругая струна лука называлась «гусла». Издревле русичи славились своей игрой на гуслях и нередко покоряли ею самые зачерствелые сердца и души. Есть документальные подтверждения, что в IX веке славяне удивляли игрою на гуслях царей Византии. Гусли — самобытный русский инструмент и тесно связан с культурой и традициями Руси. «Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь», — говорили на Руси, характеризуя отношения в семье. В рукописи «Повесть о белоризце-человеке и монашестве» Кирилла Туровского есть инициал в виде буквы «Д», внутри которой царь Давид нарисован в виде гусляра. Это образ души, славящей Бога. Подобное изображение использовано при росписи храма Покрова на Нерли.

Конечно, Михаил и Екатерина не только рассказывали, но и играли и пели. Но этого газета передать уже не в силах. Приходите на православные выставки — сами всё услышите и увидите.

Пересказала Ирина РУБЦОВА

предыдущая