Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Память 6 февраля

КСЕНИЯ И КСЕНИЯ

О жизни блаженной Ксении Петербургской известно очень мало, в особенности о тех временах, которые предшествовали её подвигу, — о годах девичества и замужества. Но кое-что мы всё-таки знаем определённо, например то, что будущая старица очень любила свою небесную покровительницу — св.прп. Ксению Римляныню.

Ни для кого не секрет, что у всех у нас очень разные отношения со «своими» святыми. Нередко слышишь от людей: «Вообще-то у меня святой такой-то, но по душе мне ближе Святитель Николай… (или, допустим, Матрона Московская… или преподобный Серафим…) Я к нему чаще обращаюсь, чем к своему покровителю!» И то сказать: бывают святые, о которых и известно-то всего ничего. Жил, подвизался, почил. Жил, принял мучения, преставился. Трудно почувствовать душевное родство с человеком, о котором известно порою только имя. Умом понимаешь, что уж наверное не задаром почитает этого человека Церковь, — но сердце пока молчит…

И вот — св.прп. Ксения Римляныня. Явно, что она не самая известная наша святая, и в этом смысле не сравнится с вмц.Екатериной или мц.Татианой… Что о ней известно? Жила в Риме, в ту пору, когда ещё свежа была память о гонениях на христиан, когда только-только начали создаваться первые монастыри и сама идея монашества ещё не окончательно привилась в умах верующих. В ту пору если говорили о подвиге веры, то подразумевали главным образом мученичество. И молодые, горящие сердцем христиане, наверное, втайне жалели, что опоздали родиться и не могут кровью засвидетельствовать свою любовь ко Христу. Это ведь очень, очень спорное утверждение, будто в жизни всегда есть место подвигу: на самом деле ничто так не враждебно подвигу, как повседневная жизнь, рутина, текучка: только прими её — и навсегда истлеешь сердцем в пустой суете и сонной теплохладности. Чтобы совершить подвиг, нужно отречься от такой жизни.

Христианская молодёжь V века так именно и мыслила и отрекалась от повседневности, уходила в пустыню, в скиты, в юродство — туда, где только и возможен подвиг… К таким людям принадлежала и Ксения Римляныня. Впрочем, родители назвали её Евсевией. Родители были людьми богатыми, детей, кроме Евсевии, не имели, а потому носили дочку на руках — «да не преткнётся о камень ногою своею». И жениха ей в своё время подобрали — и скорее всего, очень достойного человека, состоятельного.

Но Евсевия мечтала не о простом женском счастье, а о подвиге. Накануне свадьбы она тайно бежала из дома, уговорив двух молодых рабынь последовать за собой. Сказала рабыням, что будет им отныне не госпожой, а сестрой, и дала последнее приказание — никогда не называть её собственным именем.

«Зовите меня Ксенией», — сказала она. Слово «ксения» означало «иностранка», если же переводить точнее и жёстче — «чужачка» и даже «посторонняя».

Три беглянки переоделись в мужскую одежду, чтобы странствовать с меньшим риском, и отправились искать свою пустыню. Этой пустыней стал для них малоазийский остров Кос — не необитаемый, конечно, но и не людный, не богатый, глухая окраина Римской империи. Там святая на собственные деньги устроила девичий монастырь и подвизалась в нём до конца своих дней. Питалась она всю жизнь одним лишь хлебом, и то не всякий день, да и когда брала в руки сухарик, то прежде посыпала его пеплом из кадильницы. При том сохраняла телесную бодрость, молилась всякую ночь до утра с воздетыми к небу руками, почти не спала. Но что куда более удивительно, — никогда не гневалась, ни перед кем не превозносилась, всегда оставалась спокойна и доброжелательна к людям. Думаю, многие могут оценить всю необычность такой жизни: мы-то поститься постимся, а не грызть ближнего своего — это пока не получается; мы берём на себя некий подвиг — и тут же начинаем задирать нос перед окружающими… А вот прп.Ксения умела сочетать и подвиг, и смирение, и любовь.

Вот, собственно, и всё, что можно о ней сказать: жила — точно свечка перед Господом горела, преставилась — к Богу ушла. Добавить тут нечего.

И теперь взгляните на нашу Ксению, на Петербургскую. Поразительно сходство судеб!.. Сейчас трудно сказать, до какой степени молодая вдова-полковница сознательно подражала своей святой, а до какой степени она безсознательно следовала общему с ней духу. Скажем: и Римляныня, и вдова Петрова странствовали, переодевшись в мужское платье, — почему так? Только ли потому, что наша блаженная хотела во всём походить на римскую преподобную? Или причина тут глубже: ведь ксения-чужачка должна повсюду оставаться «не своей», должна быть всему чужой, даже своему природному полу. И далее: преподобная искала монастырской жизни, и блаженная хотела сперва устроиться в монастыре: есть сведения, что она некоторое время подвизалась как монастырская послушница, под окормлением св.прп. Феодора (Ушакова). Обе Ксении проводили ночи в бодрственной молитве, обе чем могли помогали людям, обе устраивали храмы: Римляныня на собственное приданое строила монастырь, петербурженка на собственном горбу таскала камни на стройке…

Надо поистине очень сильно любить своего небесного покровителя, чтобы стать одного с ним духа, — а уж тогда дух сам поведёт тебя тою же дорогою, которой шёл «твой» святой. Но не стоит раскладывать сходство преподобной и блаженной на отдельные черты: дух у обеих был общим — вот что главное.

Когда сравниваешь этих двух святых, невольно представляется некий духовный росток, который, пробившись на свет в Риме V века, пророс до века XVIII и в Петербурге распустился прекрасным цветком. Так семена Первого Рима прорастают в Риме Третьем. А иначе и быть не может: Русь наследует Риму не землями, не политикой, даже не культурой — но духом, знаком избранничества. На земле может быть только одна Империя — прообраз грядущего Царствия Божия, Империя эта созидается духом, и строят её люди общего духа — такие, какими были римская преподобная и петербургская блаженная.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая