Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вы спрашивали

«И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША»

На вопросы верующих отвечает настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

— Закончится пост Рождественский, впереди — Великий пост. Но грех лени, объядения, молитвы о недостойном, рассеянное внимание во время богослужения, много других досадных суетных грехов повторяются вновь и вновь. Как жить и победить?

— Грехи повторяются потому, что грех как поступок рождается от склонности, которая живёт в человеке. С грехом как поступком мы расправляемся на исповеди, а со склонностью ко греху — в Причастии, иначе получалось бы нелогично: исповедуют в грехах, а причащают во оставление грехов… Во оставление каких грехов, если только что исповедовался? На исповеди снимается ответственность за грех как конкретный поступок, а в Причастии попаляется склонность ко греху. Вспомните благодарственные молитвы по Св.Причащении: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему…» Вот об этом надо, конечно, помнить.

— Нужно ли обращаться к православному психологу для искоренения своих грехов?

— Психология — это альтернатива духовничеству. Психология как наука возникла после Первой мировой войны, когда многие люди разочаровались в христианстве, потому что христианские народы Европы воевали друг с другом. Появилось много безбожников, но им надо было как-то решать свои душевные проблемы, и тогда психология стала востребованной. Кстати, нормальные православные психологи говорят: «Мы — помощники священников, мы просто занимаемся душепопечением, подсказываем людям, как правильно поступить». И многие действительно работают под руководством опытных православных батюшек.

— Частенько Свв.Отцы по-разному толкуют одно и то же событие в Писании. Как разобраться, кто прав?

— Объясню на конкретном примере. Вот пророчество Иакова относительно Дана — родоначальника колена Данова, пятого сына Иакова от Валлы, служанки Рахилиной: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт.49,17). Есть толкование, что эти слова — об антихристе, который придёт из колена Данова. Именно антихрист, а не Христос, ибо Спаситель — из дома Давидова, и даже если взять талмудические слова о Христе, то там прямо написано, что Он из дома царского. А антихрист будет из колена Данова, то есть из того колена, которое не имеет даже права претендовать на какие-то почести. Но есть мнение, что слова Иакова относятся к человеку Божиему Самсону — он был тоже из колена Данова и был как змей на дороге для филистимлян, и он опрокидывал и коня и всадника и воевал благодатию Божией. То есть одно и то же пророчество может обладать двумя смыслами. И когда у Свв.Отцов мы видим разные истолкования — на самом деле они не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, ибо пророчество это говорит о хитрости и воинственности потомков Дана. Но для понимания этого надо созреть. Хуже всего, когда человек прочитал труд какого-то одного Св.Отца или одну православную книгу и думает, что всё знает, постиг истину Божию и не хочет более никого слушать.

И ещё к слову о толкованиях и понимании. Мы все хорошо знаем молитву «Отче наш» — ночью разбуди, расскажем без запинки, не задумываясь. Вот именно, не задумываясь… А зря. Обращу ваше внимание только на одну строчку: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы просим Отца Небесного оставить, т.е. простить нам все наши долги — грехи — и для подкрепления просьбы произносим: «…якоже и мы оставляем должником нашим», то есть «как и мы прощаем своих должников», среди коих обидчики, недруги, предатели… Но прощаем ли мы их на самом деле — от чистого сердца, не поминая прошлого, не стараясь отомстить или уязвить при встрече? Задумались? Вот то-то и оно, что не всегда и не всех мы прощаем. А ведь просим Господа простить нас так же, как и мы прощаем. То есть если не простили мы, значит, и Господь не простит нас. Вот о чём надо помнить, а не бездумно отбарабанивать слова молитвы. Сейчас впереди торжество — Рождество Христово, радость, веселие, что в мiр пришёл Спаситель. Но не за горами Прощёное Воскресение и Великий пост. Готовьте душу свою к покаянию и очищению.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая