Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Дорогой батюшка, батюшка дорогой

НОВЫЙ ДЕНЬ — ПОДАРОК БОЖИЙ

Восемьдесят восемь лет исполнилось нашему дорогому батюшке, протоиерею Иоанну Миронову. 88 — особое число. Горизонтальная восьмёрка — знак безконечности. Восьмой день творения — день невечерний, день свершившегося Царствия Божия. И как всегда, редактор «Православного Санкт-Петербурга» Александр Раков идёт к своему духовнику, чтобы в день рождения отца Иоанна получить от него подарок: мудрую беседу.

— Батюшка дорогой! Приготовил я для нашей встречи несколько вопросов… Если они вам глупыми покажутся, вы их пропускайте.

— Бывает, что и глупые вопросы наставляют на ум…

— Вот первый вопрос: Господь указывает человеку верные жизненные пути, но как правильно понять Его волю? Как эти пути Божии разглядеть?

— Да, Господь направляет стопы каждого человека. Каждому от рожденья дан свой путь. Божий путь только к добру ведёт. А разглядеть его можно, когда у человека совесть чиста. С чистого листа новый рассказ начинают — это ты, как редактор, должен понимать. Так с чистого листа совести нужно и в путь Божий пускаться. Но тут помни, что и враг не дремлет! Он старается чистую совесть человеческую замутить, всякие предлоги нам подсовывает, чтобы мы с пути Божьего свернули. А свернуть с него куда можно? Только в грех. Вот потому и Псалмопевец Давид поёт Господу: «Стопы мои направи по словеси Твоему».

— Просто человек не всегда может услышать глас Божий и по собственному разумению поступает.

— Нет, не по своему разумению! Ты же знаешь: с одной стороны Ангел тебе говорит: «Ты поступаешь плохо!» — а с другой демон нашёптывает: «Да что в том за беда?.. Греши, не сомневайся, — так все люди делают!»

— А человек, бывает, ни Бога не слушает, ни демона: «Нет, они оба неправильно говорят, я по-своему поступлю».

— Не по-Божьему — это и есть по-вражьему. Это когда уже совесть прожжённая. Это страшно. Как сказано:

Потеряют веру, потеряют стыд,
А уж там дорога не к добру лежит.

— Вот следующий вопрос. Как поступить священнику, если его обвинили в серьёзном преступлении: бежать ли ему за границу или терпеть незаслуженное наказание?

— Я как-то рассказывал тебе историю из давних времён: к одному батюшке пришёл человек с окровавленным топором и исповедовался в только что совершённом убийстве. Наутро полиция нашла мёртвое тело, нашла кровавые следы — они к дому батюшки вели… Все улики — будто священник человека убил. И батюшку осудили на каторгу. А ведь он мог бы легко оправдаться, если бы выдал настоящего убийцу. Но как он мог такое сделать — ведь для этого пришлось бы открыть тайну исповеди!.. И сидел он на каторге десять лет без вины. Потом настоящий убийца перед смертью признался в своём преступлении — и только тогда батюшку выпустили. Весь приход его встречал с великим почётом…

— Вот какое смирение у него было… А ведь я не зря спрашиваю…

— Знаю. Ты об отце Глебе Грозовском, наверное, подумал. Да… Приходил ко мне его брат и другие родственники. А я им сказал: «Если даже он виновен или невиновен, лучше бы ему сидеть на месте, не бегать за границу, пусть даже и на Святую Землю. Господь-то всюду всё видит!» Вот его и заковали теперь в кандалы, и будет суд… А суды сейчас неправедные…

— Ну, не знаю…

— А ты вспомни, сколько невинных людей гибнет сейчас на Украине! И где все эти суды — гаагские и прочие? Куда они смотрят? Почему не накажут злодеев? Они убийц оправдают, а невинного осудят…

— Вот я говорю, батюшка: в Европу вернулся Гитлер! Видимо, нам опять вслед за отцами придётся воевать за нашу свободу.

— Наша война не против людей, а против сил воздушных, то есть против диавола надо идти. Но эти, в Киеве, уже приняли образ диавольский. Как сейчас описывается: десятки сёл, словно кладбища, стоят… Уже гонения на Церковь там пошли: кто Московскому Патриарху подчиняется, у тех храмы рушат, людей выгоняют, и молиться верующим негде!..

— А я к следующему вопросу перейду. Утверждают, что жизнь дана Богом человеку для страданий. А не получится ли с иными людьми так, что они и здесь страдают, и за гробом их страдания ждут?

— Об этом что рассуждать? Что заслужим, то и получим. Так и напиши: что заслужим, то и получим.

— А вот опасны ли компьютеры? Старец Феодосий говорил, что все компьютеры связаны между собой в одну сеть, чтобы  проще было проследить за человеком.

— Люди уже виртуальной жизнью живут, а не нормальной, человеческой. Сидят и грешат вместе с компьютером: и развратом, и убийством… Игры имеются на каждый грех: и для блудодеяния, и для жестокости… Всё такое извращённое… Вот где опасность-то.

— Батюшка, газете почти 22 года. Когда же я отдохну?.. Я даже стихотворение маленькое написал:

— Сашенька, делай газету!
— Батюшка! Ох, я устал…
— Богу трудись. Вот за это
Он тебе силы придал.

— Силы? А куча болезней
И неприятностей пуд?
— Знает Господь, что полезней,
Чтобы ты делал свой труд.

Слово неси всему свету,
Истину Божью любя.
Сашенька, делай газету!
Бог не оставит тебя.

— Вот сам себе и ответил: надо трудиться! Смотри-ка: я такой старый, а ты просишь у меня интервью… Это для меня тоже труд. Мне 88 лет, считай — 90, а я тружусь. На Покров в нашем храме было больше 350 причастников! Хорошо, что батюшки из других храмов приезжали помогать мне. Такие всё хорошие священники!.. Конечно, мне одному не справиться.

— Вас любят, батюшка, вас ценят повсюду… А вот почему с возрастом одни люди становятся добрее, а другие злее? А кто-то под старость вообще бросает семью, в которой прожил много лет…

— Почему человек делается добрее или злей? Это вопрос очень сложный… Если он в течение жизни добродетель свою развивал — он её не бросит. Это как молитва: если человек прилежно молится, он не оставит молитву, а как только пропустит один день, потом другой — и ушла молитва… Так и добродетель: если мы оставляем попечение о ней, то уйдёт из нашей души всё доброе. И человек становится уже безразличным к собственным грехам и к горю человеческому.

— Но старость — это ещё и боль. Она бывает невыносимой, и выдержать её может не каждый. А если молитва не помогает?

— Молитва всегда помогает. Всегда, даже на самом краю. Человек решил совершить самоубийство, и вдруг помолился. И Господь через Ангела Хранителя осеняет его, и человек отходит от своего греховного замысла. А если бы не помолился? Некоторые самоубийцы даже крест снимают, чтобы ничто не помешало им себя погубить… Ну что же сделаешь? Каждому человеку дана своя воля. А мы, верующие, просим: Господи, научи нас творити волю Твою. Не нашу волю, а Божию! Тому и молитва научает: принимать Божию волю, в чём бы она ни выражалась.

— Говорит ли увеличение количества храмов о развитии Православия? В Москве сейчас строят 200 новых церквей — а секты растут, как поганки после дождя.

— Они растут потому, что грех растёт. Господь мир этот назвал прелюбодейным и грешным. Мир во зле лежит! Вот и нужно, следовательно, строить храмы: если человек хочет идти к Богу, — это очень хорошо. Всегда, когда приходят ко мне верующие, я радуюсь: в храм Божий пришли, не на ристалище, как Златоуст говорил. Пусть, если сами молиться ещё не умеют, хоть послушают, как другие молятся: всё польза душе будет. Это великое дело. Храм Божий — великое дело: «Пойду поклонюся в страхе Господнем». Начало премудрости — страх Господень. Дом Божий научает и смирению, и кротости, как Господь учит в Евангелии: «и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, да обрящете покой душам вашим» (Мф.11,29). До революции было в Москве сорок сороков — это сколько получается? 1600 храмов было! А потом что стало?.. Где туалеты сделали, где взорвали, где разные мелкие конторки разместили… А монастыри превратили в концлагеря, где проволока-то колючая… Я помню, был в обители у преподобного Нила Столобенского. Мы туда проехались на пароходике по озеру Селигер — неужели ты не знаешь этого монастыря? Ты же умный, ты редактор — и не знаешь? Там был великий монастырь Нила Столобенского, а из него сделали колонию для несовершеннолетних…

— Есть ещё Нилова Пустынь на Вологодчине, так там был сумасшедший дом… А память у меня и правда сдаёт… Батюшка, вижу, как вы в свои 88 лет непрерывно служите, и стыдно видеть, что у меня память слабеет и силы уже не те… Каждому Господь даёт по-разному. Далеко не все до 88 доживают.

— Каждому своё. В ссылке у меня умерла сестричка — полтора года ей было. Коленька брат умер в 4 годика… Петя — в 14 лет, Вася — в 17 лет. Это всё мои братья… В ссылке умерли, в болотах похоронены… А я что? Куда от воли Божией денешься? Каждому Господь даёт своё время и час.

— Вы меня правильно ругаете… Я чувствую, что я иссякаю потихоньку… Написал эти 15 книг…

— …и тебе хватит. Я читаю ещё «В ладошке Божией», где рассказывается, как мы с тобой ездили в паломничество… А помнишь, как я тогда уснул после Фараонской купели, когда мы возвращались с Синая? Я устал и уснул так крепко! Вы меня будили к ужину, да не смогли поднять: как в детстве, я уснул.

— Батюшка, такое напряжение сил было в эту поездку! Я до сих пор вспоминаю с ужасом, как мы поднимались на Синай! Как я вам помогал и как вас обманул погонщик верблюдов…

— Ты и верблюда-то того сфотографировал!..

— Батюшка, есть такое слово «наследственность». У меня папа умер в неполные 67 лет, а мне сейчас как раз 67. У него был в левой почке камень — и у меня тоже в левой почке камень. Папа был филологом, и я филолог, у папы был нос курносый, и у меня курносый. И если я умру в 67 лет — и слава Богу!

— Поживёшь, поживёшь ещё…

— Как же! Конечно, поживу: подожду, когда за ножку вашу смогу ухватиться, чтобы вместе нам к Богу уйти!

— Надо ещё пожить!

— Мы вас поздравляем, батюшка, с 88-м днём рождения — от всех читателей, желаем вам здоровья, Божией помощи! Когда вас не станет, многие почувствуют себя оставленными Богом.

— Ещё немножко пожить с вами охота.

— Батюшка, мы же с вами договорились: сначала доживём до вашего 94-летия, а потом отпразднуем ваше столетие всем миром.

— Благодарю всех вас и Божией помощи всем желаю! Но тяжело мне, тяжело… Каждый новый день для меня — как подарок Божий. Так и запиши: каждый день — подарок Божий!

 

Протоиерею Иоанну Миронову

Холодная сырая осень,
И всё же на душе светло.
Мы верим: восемьдесят восемь —
Вполне счастливое число.

Хранит нас, грешных, милость Божья.
И в холод, и в дожди, и в зной
Нам старец Иоанн поможет
Скорее, чем отец родной.

И мудрое простое слово
Несёт нам доброту и свет.
Мы рады вас поздравить снова:
Живите, батюшка, сто лет!

Татьяна ЕГОРОВА

следующая