Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 лет без Владыки Иоанна (†2.11.1995)

ЭКУМЕНИЗМ — СВЕРХЪЕРЕСЬ

Последняя встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) с преподавателями и студентами Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии 19 октября 1995 года. Отрывки из выступления.

На протяжении двух тысяч лет христианской эры процесс апостасии — отступления от Истины, — предсказанный Спасителем, неуклонно развивался. Ныне, похоже, он уже близок к победе. Попытки извратить соборное начало человеческого бытия не прекращались на протяжении всей мировой истории. Святые Отцы не зря говорили, что дьявол — это обезьяна Бога. Не будучи в силах создать ничего самостоятельно, сатана лишь передразнивает Божественный порядок вещей, паразитируя на благодатных энергиях, извращая их, пытаясь создать свой параллельный мир, подчинённый законам тьмы и злобы. В таком мире есть и свой аналог соборности, дьявольский суррогат, пролагающий путь грядущему антихристу. В области религиозной это злое начинание прикрывается лжеучением о необходимости объединения всех вероисповеданий вне зависимости от истинности или ошибочности любого из них — экуменизмом. В области государственной — лжеучением о неизбежности грядущего объединения человечества в единое сверхгосударство с общемировым правительством во главе — мондиализмом. Оба эти лжеучения расцвели в ХХ веке пышным цветом, оба губительны для мира и для человеческой души. На пути обоих сегодня едва ли не последним препятствием осталась Россия, ослабленная, обезкровленная, но всё же не сдавшаяся, не покорившаяся.

Как всякая ересь, экуменизм лжёт, предлагая братски соединить Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественности такого соединения, надеясь, что люди, заворожённые благородным лозунгом, не заметят страшной подмены. Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадёжно повреждена чистота православной веры, под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности, ибо державное строительство немыслимо без ясно осознанного нравственно-религиозного идеала, без чёткого разделения добра и зла, без всенародного соборного единения вокруг святынь живой веры. Обо всём этом необходимо помнить, когда проповедники экуменизма твердят о его миротворческом характере или пытаются представить его как вопрос сугубо внутрирелигиозный.

Первая и главная ложь экуменизма — об исторически произошедшем разделении церквей. Та Церковь, которую основал Христос и которая содержала полноту спасительной Истины, говорят экуменисты, с течением времени под воздействием исторических причин разделилась на различные ветви. Эти ветви — Православие, католицизм, протестантизм и его многочисленные разновидности — вполне равноправны. Они являются результатом человеческой деятельности, следствием политических и национальных разногласий и поэтому все одинаково несовершенны. Лукавство подобных рассуждений заключается в том, что на деле никакого разделения церквей никогда не происходило. История христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, а не разделение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Церковь же эта неповреждённо существует и поныне, сохранив неизменно православность, т. е. правильно славит Бога. Любое непредвзятое историческое исследование покажет, что Православие вовсе не есть одно из многочисленных исповеданий. Оно есть именно то первохристианское апостольское исповедание, от которого впоследствии, идя на поводу у собственных гордыни и лжеименного разума, отпали все остальные христианские конфессии. И желание уравнять в правах Русскую Православную Церковь с какой-нибудь протестантской сектой есть не что иное как попытка втянуть Россию в тот гибельный процесс духовной деградации, который превратил сегодня Запад в бездушное и потерявшее веру общество потребления.

Вторая ложь экуменизма неразрывно связана с первой и является её логическим продолжением. Это тезис о том, что каждая из разделившихся церквей хранит свою часть Божественной Истины и никто не может претендовать на обладание всей её полнотой.

Здесь будет уместно ещё раз указать на смертельную опасность подобных попыток не только для русского религиозного самосознания, не только для Православия и православных, но для российской государственности вообще, для всего нашего общества в целом. Сегодня любому политологу очевидно, что оздоровление государственного бытия немыслимо без консолидации общественного мировоззрения, без умиротворения массового сознания. В свою очередь, такое умиротворение возможно лишь в рамках ясной и понятной национальной государственной идеологии, которая должна содержать в себе фундаментальные нравственные ценности и моральные ориентиры, идеалы народного бытия. Эти идеалы неизбежно коренятся в сфере человеческого религиозного сознания, ибо именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину. Именно религия отвечает на вопрос о добре и зле, о добродетелях и пороках, о смысле жизни человека. Народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность. И всяческие рассуждения о том, что все конфессии обладают равным правом на Истину, объективно обезценивают всю тысячелетнюю историю русского народа, из века в век пытавшегося реализовать в своей жизни именно православные нравственно-религиозные идеалы. С точки зрения догматической претензии экуменистов выглядят и вовсе несостоятельно. Первые десять веков весь христианский мир веровал именно так, как и доселе верует Православная Церковь. При этом всяческие попытки исказить это вероучение пресекались Церковью со всей суровостью, ибо грозили нарушить чистоту и целостность Божественного Откровения. Лишь начиная с XI столетия, после того как Запад отпал в ересь католицизма, началось дробление христианства на новоизмышленные конфессии, которые теперь в рамках экуменизма требуют признать свои лжеучения равночестными с истинами Святого Православия.

Третья ложь экуменизма заключается в том, что его нравственным основанием является любовь. Любовь — первая главная добродетель христианина. Апостол Павел возглашает: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая…» (1Кор.13,1). Но любовь, без которой невозможно само существование мира, без которой теряет смысл человеческая жизнь, есть прежде всего любовь к Богу, к тем Божественным истинам и благодатным откровениям, которые позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь в обителях райских. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь…» — поучал Христос Спаситель своих учеников. Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры, такая любовь безпощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая Любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных человеческих заблуждений. Настоящее христианство, исполненное живой веры, безконечно далеко от смутных гуманистических верований околоцерковных интеллигентов, составляющих ныне главную опору экуменизма в России. Не может быть мира между Истиной и ложью. Именно это имел в виду Господь, обязуя своих учеников вести непрерывную брань с гибельными заблуждениями, сказав: «Не мир пришёл я принести, но меч». Этот духовный меч Святой Истины должен носить с собою каждый христианин и решительно пользоваться им в случае, если он видит посягательства на родные святыни. В борьбе с неправдой имеет прямое повеление Господа: «Теперь… продай одежду свою и купи меч». Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой любви, понесёт на себе великий грех вероотступника и предателя.

Четвёртая ложь экуменизма — широко рекламируемое утверждение о его аполитичности. Опасаясь того, что антигосударственная, антинациональная сущность экуменизма привлечёт внимание патриотически мыслящих политиков, его сторонники всемерно акцентируют неполитический характер своего движения. На деле же стремление представить экуменизм чисто внутрирелигиозным явлением не выдерживает даже поверхностной проверки фактами. Во-первых, сама по себе мировая религия, общая для всего человечества, а именно она является конечной целью всех усилий экуменистов, есть не что иное, как идеологическое основание мондиализма, миротворческий фундамент Нового мирового порядка. Именно эта единая лжерелигия должна духовно обосновать необходимость разрушения современных национальных государств и объединения всего человечества в единое супергосударство с мировым правительством во главе. Сегодня ни для кого не секрет, что после развала СССР Запад во главе с Соединёнными Штатами откровенно претендует на планетарную диктатуру. Разгром Ирака, удушение Югославии, варварские бомбардировки православных сербов — все эти карательные акции недвусмысленно показывают, какая участь ждёт непокорных противников Нового мирового порядка. Неоспоримы также связи экуменизма с мировым масонством. Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей, близко интересует масонство. Она близка масонству, так как содержит в себе идею универсализма. С христианской точки зрения попытки создания универсальной религии оцениваются однозначно — как подготовка к воцарению антихриста. Не удивительно поэтому, что многие православные иерархи весьма резко отзывались об экуменизме. «Я осуждаю экуменизм и считаю его не просто ересью, а сверхъересью», — заявил в 1972 году Александрийский Патриарх Николай VI. Несколько лет назад заявил о прекращении всех экуменических контактов блаженнейший патриарх Диодор — предстоятель Иерусалимской Православной Церкви.

В связи с этим особенно ярко проявляется несостоятельность нынешних православных экуменистов, использующих для своего оправдания пятую ложь — тезис о том, что в рамках экуменического движения они остаются лишь для того, чтобы свидетельствовать инославным об истинном Православии. Таким свидетельством является вся жизнь Православной Церкви в её благодатной, чудесной полноте. Из века в век спасительная церковная благодать привлекала к себе десятки и сотни миллионов людей, жаждущих спасти свою душу и обрести высший смысл жизни. Никаких дополнительных свидетельств Истины Откровение Божие не требует.

Сегодня вопрос об отношении к экуменизму вновь поднялся со всей остротой. Та духовная агрессия, которая была развязана в последние годы против России со стороны инославных конфессий, подтвердила наши худшие опасения, что остриё её главного удара по-прежнему направлено против русского Православия.

предыдущая    следующая