Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Жить не по лжи

ЗЛО ПРИХОДИТ В МИР

Сегодня, накануне празднования дня Казанской иконы Божией Матери, у нас в гостях настоятель Казанского храма в посёлке Сусанино протоиерей Виталий Капистка.

Современный мир перенасыщен злом. И это уже не только то зло, с которым человечество сталкивалось на протяжении всей своей истории, — не только болезни, войны, стихийные бедствия. Зло теперь воцаряется в самом сердце человека, и время от времени мы можем видеть его страшное лицо глаза в глаза.

Оно проявляется порой в самой простой, обыденной обстановке. Приведу пример, близкий мне как автомобилисту, и думаю, что всякий автомобилист подтвердит, что подобные случаи отнюдь не редки. Представьте себе: трасса, я еду по ней на своём «УАЗе Патриоте» на большой скорости. Передо мной иномарка, водитель которой никуда не спешит. Я начинаю обгон. Водитель иномарки тут же прибавляет скорость и не пускает меня вперёд. Я пытаюсь обойти его, но он ускоряется и ускоряется. Тогда я вновь становлюсь ему в хвост — и он тут же вновь перестаёт спешить.

Что мешает этому человеку пропустить меня? Ведь это нормальное правило автомобилиста: не мешай обгоняющему!.. Водитель, препятствующий обгону, создаёт аварийную ситуацию: на встречной полосе может неожиданно появиться машина и произойдёт лобовое столкновение. А это — неминуемая смерть. За последние годы так погибли, наверное, сотни людей. Так что движет нашим водителем? Ведь он знает, что подвергает жизнь ближнего смертельному риску, причём без малейшего повода. Он, в сущности, готов убить человека ни в чём не повинного, лично ему не известного, только для того, чтобы ощутить радость зла.

Вот ещё один автомобильный пример. Год назад мимо моего дома промчались две иномарки: одна гналась за другой. В машине преследователя оглушительно завывала сирена, хотя автомобиль был частным, не полицейским. Вскоре я сам поехал по той же трассе и увидел, что преследуемая машина лежит на обочине кверху колёсами, а мёртвого водителя санитары укладывают на носилки. Потом мне объяснили, в чём дело: оказывается, был совершён обгон; тот, кого обогнали, очень обиделся и решил припугнуть обогнавшего — включил сирену и рванул следом за «обидчиком». Тот прибавил скорости, но не справился с управлением, слетел с трассы и — погиб.

Безсмысленная жажда убийства, безумная радость зла охватывает всё большее количество людей. Я полагаю, что это — одна из форм одержимости нечистыми духами, которая распространилась сейчас как никогда. Косвенным подтверждением тому может служить, как ни странно, западный кинематограф. Никогда ещё на экраны не выходило столько фильмов об экзорцизме — изгнании бесов из человека. Следовательно, люди чувствуют, что подобные фильмы отражают некую реальность. Люди видят наступление зла и не знают, как от него спастись. Католическая Церковь пытается указать путь спасения, пытается бороться за сердца людей, но она сама глубоко поражена мировым разложением, и потому методы, которые используют католики, могут вызвать разве что горькую усмешку. Недавно случилось мне видеть по телевизору так называемую «пивную мессу»: на природе, среди зелени, установлен престол, священник ведёт службу, а «прихожане» сидят вокруг за столиками, слушают молитвы и попивают пивко. Смысл сего действа: любыми путями заманить человека в церковь; хочется спасти людей, но понятие о том, как это сделать, совершенно утеряно.

Подлинная одержимость встречается, к счастью, не так часто. Но ведь зло проникает в мир не только через бесноватых!.. Как же важно, чтобы именно мы не стали проводниками зла! Как важно, чтобы именно из нашего сердца не «исходила злая»!.. Но для этого нам нужно научиться ясно видеть, где в нашей душе скрыто подлинное зло, и без лицемерия открывать его на исповеди. Люди порой каются в том, что не соблюли пост среды или пятницы — съели котлетку, и при этом плачут так, будто совершили смертный грех. Что ж, ничего хорошего в нарушении поста нет, но вспомните Евангелие: разве Господь так уж строго призывал своих учеников к соблюдению поста? Нам нужно понять: пост — он дисциплинирует человека, пост помогает воспитать в себе воздержанность. Вот в чём его суть: «Мы научились сдерживать себя в пище — значит, мы сможем научиться сдерживать себя и в дурных словах, и в дурных поступках». Пост — это своего рода тренировка для борьбы с грехом. Ведь и священник во дни Великого поста молится не о том, чтобы Господь даровал нам силы побеждать свой аппетит, но «Яви нас, Господи, победителями греха». Мы постимся для того, чтобы научиться не поддаваться злу.

Порой человек приписывает себе несуществующие грехи — да, и такое бывает! — и грехи тяжкие, настоящие злодейства. Зачем он это делает? Чтобы придуманный грех скрыл грех подлинный, с которым так не хочется бороться… А за вымышленный грех тебя, может быть, пожалеют, обратят на тебя внимание, начнут с тобой заниматься особо… Мне приходилось исповедовать действительно тяжких грешников: они не ждали жалости к себе, не требовали повышенного внимания. Злодею, который раскаивается, не нужна жалость, ему нужна истина, ему важно освободиться от греховного груза. Не надо хитрить с самим собой и с Богом: нужно видеть в себе ростки подлинного зла и не давать ему через нас проникнуть в мир.

Ведь отцу лжи мало погубить одного человека: ему нужно, чтобы через каждого грешника зло распространялось на окружающих, а в идеале — на всё человечество. Давайте же жить так, чтобы через нас в мир лилось хоть немного Божественного света. Будем достойны нашей великой веры. Вы помните, что от Пасхи до Пятидесятницы Церковь запрещает нам коленопреклонённые молитвы, и не только в знак пасхального торжества. Церковь напоминает нам, что Господь хочет нас поднять — не сломить, а возвысить. Встаньте, смотрите прямо! Перед Богом не нужно пресмыкаться: Он и без того велик, Он не требует нашего унижения. Просто стань достоин Бога. Вот в чём она, вера христианская — великая вера для великих душой людей.

Таким и был русский народ, потому-то он и стал великим народом. У китайцев есть Великая Китайская стена, а у нас — великий русский народ. У других — здания, камни, а у нас — люди. А что сделало народ таким? Вера в Бога. Поэтому хочется надеяться, что зло, рвущееся в мир, обязательно споткнётся о Россию, о нашу веру, о нашу Церковь.

предыдущая    следующая