Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседы о вере

О ДУХОВНОМ БЕЗЧУВСТВИИ

Возможно ли стяжать благодать Духа Святого в миру, а не в монастыре? Как сделать первый шаг на этом пути?

Не существует монашеской и мирской духовности. Духовная жизнь одна. Монаху, живущему в монастыре, даются идеальные предпосылки для стяжания благодати Святого Духа. Но и мирской человек, если он живой и истинный член Церкви, может стяжать благодать. Святой Дух в миру не выходит на пенсию.

Чтобы стать по-настоящему духовным, человек должен осознать, что у него много недостатков, что он допускает много ошибок, что соделал много грехов. Должно исповедаться. Духовный человек должен постоянно видеть и контролировать мысли своего сердца, свои расположения, с Богом ли они.

Однажды приехал на Святую Гору человек, который занимал видное место в обществе. Являясь крупным предпринимателем, он помогал многим людям. После беседы я предложил ему исповедоваться. «Я никогда не исповедовался, потому что у меня нет грехов», — ответил он. И начал перечислять свои добродетели. Как его везде уважают и почитают. Аж умилился и прослезился от чувства, что он лучший человек в мире! Признаюсь, я очень огорчился. Когда настала моя очередь говорить (говорил же я специально строго), сказал ему: «Ты знаешь, на кого похож? На человека, у которого был инсульт и из-за одностороннего паралича половина тела ничего не чувствует. Такого человека можно и иглой продырявить — ничего не почувствует. Так же и ты болен безчувствием, духовным безчувствием». Мужчина смотрел на меня с недоумением, видно было, что в первый раз столкнулся с чем-то подобным. А я продолжал: «Ответь мне со всей искренностью, ты, который говоришь, что у тебя грехов нет: сколько абортов ты делал?» Тогда он начал потеть и волноваться. После небольшого раздумья ответил, уже печальным тоном, что способствовал двенадцати абортам. Совершил двенадцать убийств — своих же детей. «Только этого достаточно для того, чтобы всю оставшуюся жизнь ты проводил в постоянном покаянии и смирении; вместо того чтобы рекламировать самого себя, ты должен был у Бога втайне выпрашивать милости», — сказал я ему. Эта беседа сильно внутренне изменила его, он всем сердцем принял услышанное. И сегодня он продолжает свою деятельность, но имея уже другое мировоззрение. Теперь знает, что такое грех, что значит воцерковление, что значит молитва. Каждый день встаёт в половине шестого утра и целый час молится Иисусовой молитвой. Вечером читает Малое повечерие с акафистом Божией Матери и ещё полчаса творит Иисусову молитву. Когда приезжает на Святую Гору и мы встречаемся, всегда плачет. Не сентиментально, не от депрессии, а от Божественной любви, которая горит в его сердце. Говорит: «Сколько лет я провёл в слепоте, в неведении! Давал «милостыню» и кичился этим, мне нравилось, когда мне хлопали в ладоши, хвалили, уважали. Но потом увидел, что изнутри я человек пустой, без духовного содержания, без духовного равновесия. Был движим страстями гордости, человекоугодия, но в то же самое время думал, что я лучший человек в мире».

Архимандрит Ефрем, игумен  Священной и Честной Обители Ватопед, Афон

предыдущая    следующая