Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Иконопись

КАК РОЖДАЮТСЯ ИКОНЫ

В доме каждого христианина есть иконы. И не одна! Возможно даже, у кого-то есть образа, доставшиеся от бабушек и дедушек. А видели ли вы, знаете ли, как пишутся иконы? Сегодня у нас есть возможность узнать это, поговорить с иконописцем, незримо  присутствовать во время его боговдохновенной работы. Для этого мы отправимся на Валаам. Почему именно туда, расскажет пресс-секретарь епископа Панкратия — игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря — Михаил Юрьевич Шишков:

— Приход православного храма Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне попросил сделать список Тихвинской иконы Божией Матери. И валаамские монахи, обитатели скита св.равноап. князя Владимира — ведь именно в этом скиту обустроена иконописная мастерская и живут иконописцы, — взялись за работу. А о рождении иконы — от заготовки иконной доски до освящения иконы — П.Шилов снял фильм, который так и называется: «Рождение иконы». Но монахи не только рассказали о том, как пишутся святые образа, но и поделились сокровенными мыслями о монашестве, молитве и вере христианской. Слово иеромонаху Артемию (он изготовил иконную доску) и иконописцу — скитоначальнику Свято-Владимирского скита иеромонаху Сергию.

Иеромонах Артемий, прилаживая досочку на верстаке:

— Мне нравится Валаам, несмотря на то что край этот суровый: лето короткое, а потом от осени до апреля — унылая пора. Зато как способствует молитве это уединённое, малодоступное, удалённое от мiра место! Я впервые узнал о Валааме из журнала, и сердце моё загорелось. Летом сюда два пути: туристы приезжают на больших кораблях, иные — местным монастырским флотом. Приехал… и все чаяния мои оправдались. Скиты, правда, ещё не все восстановлены, и монахов на острове около 70. Братия трудится в мастерских, печём хлеб, рыбу ловим, да ферма с коровками помогает…

У монаха два основных делания: с помощью послушания, которое ему дают, очистить грубые страсти внешние, с помощью молитвы — искоренять внутренние. Сначала я был пономарём, потом подвизался в скиту Всех святых, ещё год — на Святой Горе Афон. А по возвращении стал учеником монаха, который делал доски для икон. Теперь работаю самостоятельно. Частично моё занятие совпадает с тем, чем занимался Христос Спаситель, — Он же был столяром до 30 лет, пока не стал проповедовать, смиренно занимался деревом, помогал Иосифу и Матери Своей, зарабатывая так на жизнь…

Иеромонах Артемий нежно погладил ладонью дощечку:

— Что самое важное в иконной доске, в отличие от простого щита столярного? Здесь годовые кольца своими концами идут на лицо доски, тогда если трещина и появится между досками — она появится сзади. По старинке доски приклеиваются на клей, который изготовляется из вываренных телячьих кож. Главное, чтобы в помещении, где клеят доски на натуральный клей — мездру или рыбий, — было тепло, чтобы клей не схватывался быстро… А когда доски хорошо пригнаны и склеены, они имеют характерный звук — хрустят. Склеив доски, подгоняем их под заданный размер. Теперь врезаем шпонки — две планки из жёсткого дерева (в России используется дуб), которые препятствуют выгибанию доски при подсыхании. Дальше — выборка ковчега по периметру, т.е. на лицевой стороне мы делаем углубление — это будет и как рамка, и как защита для самого изображения при перевозке. После этого мы выбираем лузу — наклон — между полем и ковчегом.

Вторая половина подготовки доски — левкашение. Подготовка под левкашение — это две проклейки. А клей готовим, смешивая в равных долях мездру и желатин. Потом наклеиваем льняную ткань, которая играет связующую роль для будущего левкаса. В клей для левкаса добавляем олифу и мыло. Мыло нужно, чтобы олифа растворилась в клею, не становилась плёнкой и не выделялась поверх левкаса. Теперь отольём десятую часть клея, а в оставшуюся добавим мел — один к одному. Левкас поделим пополам, и в одну часть добавим клей, который отлили, чтобы левкас был более крепким на первых слоях. Но с каждым слоем будем добавлять более слабый левкас, чтобы он был более эластичным… Доска готова.

По преданию, икона Богородицы Одигитрия была написана евангелистом св.апостолом Лукой. Увидев икону, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Моя с сею иконою да будет». Икона, побывав в Антиохии и Иерусалиме, на пять веков осталась во Влахернском храме Цареграда. За 70 лет до падения Цареграда она «скрылась неизвестно куда» и объявилась на Руси. В третьей Новгородской летописи говорится: «В лето 6891 года во области Великого Новаграда, нарицаемой Тихфин, явися икона Пречистые Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руке своею». В 1560 году на месте явления этой иконы — одной из величайших святынь православного мира — строится Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, где икона пробыла около 600 лет, храня Русь от недругов и напастей. Во время Великой Отечественной войны немцы вывезли икону в Псков, где она пробыла до 1944 года, затем попала в Ригу. Оттуда она вместе с епископом Рижским Иоанном (Гарклавсом) прошла пол-Европы — приёмный сын епископа Сергей носил икону на спине. В 1949 году икона попадает в США. В ноябре 1991 года о.Сергий впервые побывал в Тихвине; монастырь лежал в руинах, но о.Сергий сказал: «Я чувствую, что она просится в Россию». Обитель срочно восстановили. 26 июня 2004 года Тихвинская икона Пресвятой Богородицы вернулась в Россию.

Иеромонах Сергий:

Рисунок переносим на доску с помощью копировальной бумаги. Мы пользуемся традиционной технологией, задействуя известные ещё в древности натуральные пигменты: толчём в ступке, потом растираем. Теперь добавляем яичный желток, разбавленный вином или 5­процентным виноградным уксусом — если разбавить водой, краска быстро портится. А живопись с использованием яичной краски, как показало время, — самая прочная, веками стоит. Пример тому — Тихвинская икона Божией Матери.

Монашество призвано молиться за свой род, за страну, за всех людей, чтобы Господь их вразумил, помиловал. А иконописец старается и во время работы молитву читать, чтобы никакие мысли не лезли в голову, потому как мысли разные… все мы люди…

Зачем нужна икона? Для верующего икона — это помощь в молитве к Богу, к святым, к Богородице. Люди хотят представлять тех, кому молятся, — ведь это были живые люди. Тем более что есть письменные свидетельства современников, описывающие Божию Матерь и Иисуса Христа. Известно также, как выглядели большинство святых. Вот как описывал внешний облик Богоматери церковный историк Никифор Каллист: «Она была роста… несколько выше среднего; цвет лица Её был как цвет зерна пшеничного; волосы у Неё были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, со зрачками как бы цвета маслины… брови немного наклонённые и умеренно чёрные; нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные». Икона — священный предмет, через неё происходит обратная связь — от Бога и святых к людям: происходят чудеса исцеления, вразумления, предупреждения. Ну вот, после левкаса покрываем всё специальным лаком, на него потом легко золото лепить. А золотой фон стали делать издревле, ещё в Византии. Только раньше называли не фон, а — свет. И образы святые писались на фоне света, как бы света Вечного Царства, где всё пронизано чудным светом Божественной любви. Золотой фон призван передать этот свет. Когда не было золота, писали светло-жёлтый фон или зелёный — это цвет жизни.

Наконец настал день, когда мы начинаем красками раскрывать икону. Иконы пишутся четырьмя основными красками — белила свинцовые (в древности ещё использовались), охра жёлтая (глина такая очищенная), чёрная и охра красная, ещё есть киноварь, но её очень мало в природе. А омофор Божией Матери рисуется гематитом — это… прессованная ржавчина, окись железа, которая бывает красноватая или чуть фиолетовая, символизирует скорбь, мученичество… А хитон Божия Матерь носила, по преданию, синий.

Одно время неправильное было мнение об иконе: мол, это — примитив, потому что люди рисовать не умели и писали довольно условно. Но, судя по лучшим образцам древней иконописи, техника как раз была очень высока… А символичный язык иконы выработался со временем: не должно было быть натуралистической передачи образа, как в обыкновенной живописи. Все лишние детали, мелочи в иконе убираются, остаётся только самое характерное. Определённые жесты рук, позы, складки одежды — только основные и правильно расположенные. Когда пишется Богородица с Младенцем, то независимо от того, на правой или левой Её руке сидит Богомладенец, другой рукой Она показывает на Него: вот наш Бог, Спаситель мира. Ибо Бог, Он во всех ипостасях и во всех возрастах всё равно Бог. Два пальчика Младенца означают древний вид благословения, а три загнутых пальчика — это Св.Троица: Бог Отец, Святой Дух и Бог Сын. В другой руке Маленький Иисус держит свиток, что означает Евангелие, Благовествование. Три звезды на омофоре Божией Матери — вернее, они называются не звёзды, а лилии, — это символ чистоты в древнем мире. И эти три звезды-лилии богословами толкуются так: до Рождества Христова — непорочная Дева, в Рождестве — Дева и по Рождестве — Дева.

Готовый образ должна утвердить Церковь в лице епископа — это древняя традиция. Иначе можно такое изобразить, что будет оскорблять религиозные чувства верующих. Признав образ достойным, епископ или сам подписывал, или благословлял делать надпись, кто изображён. Надписью икона освящается! В XVII веке придумали ещё особый чин освящения иконы с помощью святой воды.

Я Тихвинскую икону написал за месяц. Если работать с утра до вечера, можно и за три недели успеть, но при написании икон лучше не спешить. Слои должны просыхать, и молиться надо не забывать. Бывает, что я, видя потом в каком­нибудь храме написанную мной икону, не узнаю её — она сильно меняется, я даже удивляюсь, неужели это я написал? Икона живёт своей жизнью.

† † †

Тихвинскую икону Божией Матери, написанную валаамскими монахами, торжественно встретили в Лондоне и сопроводили в храм Успения Пресвятой Богородицы. Теперь перед ней будут молиться наши соотечественники и православные англичане.

Пересказала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая