Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Спас-на-Крови

ЦАРСКОЕ ПОМИНАНИЕ

Десять лет назад, 23 мая 2004 года, в соборе Воскресения Христова на канале Грибоедова (более известном как Спас­на­Крови) митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была отслужена первая после более чем 70­летнего перерыва Литургия.

Наверное, из всех петербургских храмов Спас-на-Крови — самый необычный, самый невероятный, самый, если хотите, загадочный. Стоящий на том самом месте, где некогда взвился в небо столб огня и дыма от бомбы народовольца Гриневицкого, он теперь сам взвивается к небесам мощным вихрем красок и форм. Да, если с чем и сравнивать его, то именно со взрывом, настолько яростно рвётся он из строгих, холодных панорам петербургского центра.

Это был последний петербургский храм, построенный по царскому повелению. Повеление это было отдано уже 3 марта, всего через два дня после смерти Александра II. К новому царю пришла делегация петербуржцев с просьбой поставить на месте рокового взрыва памятную часовню. Александр III ответил: «Да нет… Мало часовни… Тут церковь нужна». Лучшие русские архитекторы включились в конкурс проектов нового храма. Император их забраковал и повелел строить собор в русском стиле XVII века.

Как говорят, Спас-на-Крови — это зашифрованное послание потомкам. Высота его главного купола 81 метр, что указывает на 1881 год, год цареубийства. Высота второго по величине купола — 67 метров: 67 лет прожил убиенный государь…

…Мы до сих пор не знаем всей подноготной цареубийства 1881 года. Кто был в нём заинтересован? «Народная воля»? Для неё оно стало равносильным самоубийству. Простой народ? Русские крестьяне, как известно, прокляли террористов. Так кто же? Кто по­настоящему нажился на первомартовской крови? Почему одну из активнейших террористок Гесю Гельфман оправдали, а простой русский рабочий Тимофей Михайлов, имевший косвенное отношение к теракту, был повешен наравне с главарями «Народной воли»?

Густая тень этой таинственности ложится и на Спас-на-Крови.

С самого начала он был «закрытым объектом». Своего прихода у этого храма не было никогда. До революции он находился в ведении Министерства иностранных дел, входить в него можно было только по специальным пропускам. К чему была такая секретность, сейчас объяснить трудно. Возможно, боялись провокаций, кощунств, — но и сам такой страх ни о чём хорошем не говорит… А может быть, причина тут в другом?

После революции храм попытались сделать приходским, но по понятным причинам ничего из этого не вышло; после этого Спас-на-Крови переходит от одних раскольников к другим — от обновленцев к иосифлянам… Советская власть дважды хотела уничтожить его, оба раза принималось соответствующее решение, и оба раза оно таинственным образом не исполнялось. Сейчас в Спасе-на-Крови вновь служатся литургии, но ирония судьбы заключается в том, что с недавних пор литургии эти стали «миссионерскими», а, как известно, практика «миссионерских литургий» вызвала, скажем осторожно, недоумение среди петербургских православных.

Храм является богатейшим в Европе собранием мозаики, и какой мозаики! Сделанная по эскизам таких титанов русского искусства, как Васнецов, Нестеров, Рябушкин, она принадлежит к числу величайших национальных шедевров. Впрочем, люди, с давних пор всматривающиеся в эти мозаики, не могут не задуматься: откуда в этом храме столько мальтийских крестов, столько пятиконечных и шестиконечных звёзд? Их едва ли не больше, чем собственно христианских символов, причём расположены они в таких местах, где их появление весьма удивляет людей, привыкших к традиционному русскому благочестию. Определённые вопросы вызывают и изображения шестикрылых Серафимов: каждому лику придана такая яркая индивидуальность, что они напоминают не столько изображения Сил Небесных, сколько серию портретов реальных людей. Может быть, так оно и есть? Приданы же Ангелу, стоящему на Александрийском столпе, черты лица Александра I

Тут кстати будет вспомнить, что известный петербургский праведник XIX века настоятель Троице-Сергиевой пустыни архим. Игнатий (Малышев) (1811—1897), на первых порах активно включившийся в создание Спаса-на-Крови, вскоре без всяких объяснений отошёл в сторону и больше этим не занимался.

Всё же надо помнить, что Спас-на-Крови стоит не только на крови царской, но и на крови простых жителей города. В дни блокады собор был превращён в морг, сюда складывали трупы мучеников-ленинградцев. И ещё одна славная страница есть в истории замечательного собора. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий 240­миллиметровый фугасный снаряд 150 кг весом: видимо, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами из реставрационных мастерских. Лебёдкой снаряд извлекли из купола, вывезли из города и уничтожили в районе Пулковских высот.

Быть может, настанет день, когда Спас-на-Крови станет наконец полноценным приходским храмом (пусть даже сохраняя при этом статус музея). Когда-то мы так долго ждали окончания его реставрации… Дождались! Даст Бог, и этого дождёмся.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая