Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Светильник Земли Русской

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ТАЙНОЗРИТЕЛЬ

Год 2014. У всех на устах имя любимого русского святого, игумена и печальника Земли Русской, Прп.Сергия Радонежского (1314—1392), 700-летие со дня рождения которого отмечает в этом году Россия. На прошедшей XI Всероссийской выставке «Пасхальный праздник» внимание православных привлекла необычная экспозиция икон «Святые лики», связанных с именем Преподобного. Рассказывает руководитель этого проекта Кирилл Зверев:

— Мы пол-России объехали в поисках икон самого Сергия Радонежского, его учеников и последователей, прославленных в лике святых. Методом фотопечати перенесли изображения икон, хранящихся в Государственном историческом музее, Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике, Музее древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублёва и других, на настоящие иконные доски. Мы хотели показать Св.Сергия как историческую личность. Преподобный жил в XIV веке, а это очень интересное время: объединение княжеств вокруг Москвы после междоусобных войн, Куликово поле и череда побед над татарами, открытие под влиянием Прп.Сергия множества скитов и монастырей, которые в то время являлись культурно-образовательными центрами средневековой Руси. И иконы являются отражением этих событий.

Много икон посвящено его современникам, ученикам, последователям, «собеседникам». А о том, что их будет множество, Св.Сергию было видение. Однажды вечером, когда Преподобный молился за братию, с неба просиял яркий свет, ночь стала светлее дня, и св.Сергий услышал Голос: «Ты молишься о своих духовных детях — Господь принял твою молитву. Смотри внимательно, и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твоё руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы». И Сергий увидел прекрасных птиц. Голос продолжил: «Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам».  

Первым учеником и пострижеником Прп.Сергия был прп.Савва Сторожевский (†1407). Он основал близ Звенигорода монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, сам жил в пещере близ обители. Царь Алексей Михайлович, которого св.Савва спас от медведя во время охоты, «всю душу положил» для процветания сей обители, ставшей «собственным государевым богомольем». А прп.Кирилл Белозерский (1337—1427) был любимым собеседником Преподобного. Он многие годы нёс послушание в хлебне Симонова монастыря и, имея «умиления дар», не мог вкусить хлеба без слёз. Прп.Сергий, посещая обитель, всегда беседовал с ним. Однажды, молясь пред иконой Богородицы «Умиление», Кирилл услышал призыв идти в Белозерье, куда и отправился вместе с иноком Ферапонтом, и на берегу Сиверского озера построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, ставший «градом иноков», братия коего славилась «великим воздержанием». Ещё один собеседник Преподобного — св.Димитрий Прилуцкий (†ок.1406), не раз посещавший Троице-Сергиеву обитель, основал первый на Севере общежительный Никольский монастырь на берегу Плещеева озера. Почитается в составе Собора Радонежских чудотворцев. А вот икона так называемой Зыряновской Троицы. Какое отношение она имеет к Сергию Радонежскому? А помните, в житии Прп.Сергия есть рассказ о том, как Сергий за трапезой ответил на приветствие проходившего мимо обители на расстоянии «десяти поприщ» свт.Стефана Пермского, «апостола» языческого народа коми-зырян. Стефан из Ростова ушёл катехизировать зырян — коренной народ Урала в районе современной Перми. Как свв.братья Кирилл и Мефодий для славян, так Стефан для зырян придумал азбуку, перевёл на зырянский язык Священное Писание и богослужебные книги. Язык этот ныне мёртвый, но на иконе «Зырянская Троица» внизу есть надпись на этом языке — строки из Библии, описывающие встречу Авраама со Святой Троицей у Мамврийского дуба. Икона эта старше Рублёвской на несколько десятков лет, и авторство её приписывают самому Стефану Пермскому. Прп.Иаков Железноборовский (†1442), приняв монашеский постриг в обители Прп.Сергия, отправился в Галичское княжество и у с.Железный Борок основал монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи. А последователи Преподобного свв.Зосима и Савватий дошли аж до Соловков с проповедью Христовой. Как повествует Житие, на Соловки приплыла семья карел-рыбарей, не желавших уступать остров монахам. Однажды во время заутрени Савватий услышал громкие крики. Плачущая женщина рассказала, что её высекли прутьями два Ангела, сказав, что это место предназначено для иноческой обители.

О том, сколь ревностно и с какою любовию чтили Прп.Сергия на Руси во все времена, говорят следующие иконы. На иконе XVII века, хранящейся в Государственном историческом музее, изображены три Вселенских святителя: Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, а четвёртым — русский святой Прп.Сергий Радонежский. А новгородцы вместе с самыми почитаемыми новгородскими святыми, в том числе Варлаамом Хутынским (†1192), изобразили и Прп.Сергия. И это неспроста! В 1521 году крымские, ногайские и казанские татары напали на московские владения. Жители усерд-но молились Богу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них Своего гнева, посланным слепой старице Вознесенского монастыря. Она увидела, что из Кремля через Спасские ворота уходят московские и ростовские святители. Навстречу им вышли Прп.Сергий Радонежский и прп.Варлаам Хутынский и спросили, на кого они оставляют город, когда враг на пороге? Святители отвечали, что Бог повелел им не только выйти из сего града, но и вынести чудотворный образ Пречистой Его Матери (Владимирскую икону), ибо «люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог прийти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники Сергий и Варлаам умолили святителей вернуться, дабы совместными молитвами умилостивить Господа. Татары, собираясь жечь московские посады, увидели вкруг города безчисленное войско русское и с ужасом известили об этом Мехмет-Гирея. Испуганный хан бежал в свои владения. Этот исторический факт отображён на иконе XVIII века «Господь Вседержитель с припадающими прпп.Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским».

Знакомясь с житиями святых, можно отметить, что древнерусские подвижники чаще имели видения тёмных сил. Страхования не обошли стороной и Прп.Сергия, но являлась ему и высшая небесная сила — в образах огня и света. Небесный огонь был виден в алтаре во время Литургии при освящении Прп.Сергием Святых Даров. И Преподобный причастился этого огня, как сказано в Троицком патерике, «неопально, как древле купина, неопально горевшая». Ученики видели «светоносного Ангела в блистающих ризах» сослужившим Св.Сергию. А когда Преподобный благословлял своего ученика Исаакия на подвиг молчания, тот увидел «пламень, изшедший от руки его». Необыкновенный свет явлен был Преподобному и в явлении Божией Матери. На иконе XVII века «Явление Богоматери Прп.Сергию Радонежскому» изображены Преподобный и его ученик Михей, закрывающий лицо в священном страхе. За спиной Богородицы апостолы Пётр и Иоанн Богослов, а под изображением Святой Троицы — слова Царицы Небесной: «Не ужасайся, избранниче мой, аз бо приидох посетити тебе и не оскудеет обитель сия. Сама бо неотступно буду от места сего». Оттого-то Троице-Сергиева Лавра почитается уделом Богородицы. А Прп.Сергий — первый русский святой, которого можно назвать тайнозрителем.

Рядом — удивительная икона Прп.Сергия, на которой житие святого подробно отражено в 30(!) клеймах: рождение и крещение Прп.Сергия, чудо воскрешения отрока Преподобным, исцеление бесноватого вельможи, причащение Св.Сергия Божественным огнём, исцеление слепого у гроба Преподобного… Небезынтересна икона XIX века, на которой изображён Прп.Сергий у гробов родителей — свв.Кирилла и Марии. Над их головами написаны нимбы, хотя канонизированы они были лишь в 1992 году, что говорит об их местном почитании ещё до официального церковного прославления.

А закончить рассказ хочу у иконы «Страшный суд». На иконе правая от Спасителя сторона посвящена праведному пути — «эдемский коридор», левая — грешному — «гееннский коридор». А удивительна икона тем, что в небесном потоке крылатых схимников, восходящих к Небесному Иерусалиму по «эдемскому коридору», изображён Прп.Сергий Радонежский. В каком потоке окажемся мы после завершения земной жизни? Зависит только от нас.

предыдущая    следующая