Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«…КАКОВА ЖЕ ТЬМА?»

К Шевченковскому юбилею

…Сейчас наконец плотину прорвало, и русские читатели спешат рассказать о тех своих обидах, которые потерпели они, читая вирши Тараса Шевченко. Раньше об этом говорить было как-то не принято, и русский читатель, открывший «Кобзаря» и наткнувшийся там на такие, к примеру, строчки:

Кохайтеся, чорнобриві,
Та не з москалями,
Бо москалі — чужі люде,
Роблять лихо з вами, —

должен был либо молча проглотить обиду, либо довериться комментаторам, которые утверждали, что москали-де — это в данном случае вовсе не москали, а просто такие плохие люди, условно названные москалями. Обиженный читатель начинал припоминать, случалось ли ему хоть у одного русского поэта найти подобное обобщение — что-то вроде: «Влюбляйтесь, синеокие девушки, в кого угодно, только не в хохлов, потому что хохлы — люди чуждые нам, они причинят вам зло!»

Нет, как ни удивительно, а ни один наш поэт ни к чему подобному великорусских девушек не призывал! Никто из наших поэтов (ну, по крайней мере, из сколько-нибудь значимых!..) не называл всех украинцев чохом «хохлами» и погубителями наших красавиц, равно как и никакого иного греха целой малорусской народности не приписывал.

А Шевченко запросто оплёвывал весь русский народ — и ничего: его издавали массовыми тиражами, ставили ему памятники, называли его именем улицы и школы…

Даже в прежние времена русские читатели порой задумывались: почему это Шевченко, которого выкупили из крепостной неволи русские люди, так ненавидит русский народ? Сейчас выясняется, что дело обстояло ещё более странно: львиную часть выкупа заплатила за Тараса русская царица Александра Феодоровна, супруга Николая I, — и что же Тарас? Тарас навалял такие стишки про неё, что, право, неловко даже цитировать: язвительнейшим образом прошёлся по её внешности, умственным возможностям и нравственным качествам. Подобные стихи можно найти разве что на стенках общественных сортиров… А ведь Александра Феодоровна (об этом и Пушкин писал) была человеком простодушным и чистосердечным, никакой корысти от Тараса она себе не искала — просто от души хотела сделать доброе дело.

Всех «подвигов» Шевченко не перечислить. Я было начал, да потом рукой махнул: в конце концов, у нас православная газета. Мерзко, мерзко ворошить эту кучу, и главное — непонятно, за что же это он нас так? Крепостное право — так оно и для русских крестьян было крепостным правом, а лично Тарас ничего, кроме добра, от русских не видел. Даже когда, устав терпеть его грязные выходки, Шевченко сослали на Каспий с запретом писать и рисовать, тамошнее начальство, пожалев беднягу, потихоньку сняло эти запреты. Шевченко, будучи солдатом, и писал, и рисовал, и пил чаи у своего командира (ну-ка, читатели, служившие срочную, — вас часто приглашал на чай командир полка?), и постоянно отлынивал от строевой, и крутил романы, и писал доносы на офицеров…

Ну хорошо, хорошо, давайте отрешимся от личности Кобзаря, давайте судить поэта только за его стихи. Это будет правильно. Мы испокон века прощаем великим стихотворцам очень многое — лишь бы только радоваться их стихам…

И вот стихи Шевченко. Сейчас, в пылу страстей, многие и слышать не хотят о каком-либо их достоинстве. Так ли это? Да нет, если быть до конца честным, не совсем так. Он прекрасно чувствовал музыку родного языка и порой довольно тонко мог играть словесами. Порой — но не всегда. Иногда его строки поражают своей топорностью. Порой ему удавалось взять чрезвычайно высокую ноту — но тянуть её долго он решительно не мог.

Некогда меня просто-таки гипнотизировало своей красотой одно четверостишие из «Заповiта»:

…Щоб лани широкополі,
І Дніпро, і кручі
Було видно, було чути,
Як реве ревучий…

Во мне и капли украинской крови нет, но сердце в миг единый отзывалось на музыку этих строк. Но найти второе столь же красивое четверостишие мне так и не удалось.

Поэзия Шевченко на девяносто процентов состоит из истеричной русофобии и истеричного богохульства, а остальное — «Садок вишневий коло хати…» — миленько, живенько и не более того. Шевченко — единственный свет в окошке украинской культуры. «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6,23). Кстати и о богохульстве сказать. Шевченковское богохульство особое, на случай: хочу — молюсь, хочу — плююсь. Когда кровь клятых москалей потечёт «у синєє море» — тогда Тарас согласен помолиться, «а до то´го я не знаю Бога». Это он неоднократно повторял в различных вариациях.

…Я так її, я так люблю
Мою Україну убогу,
Що проклену святого Бога,
За неї душу погублю!..

Кто объяснит мне, зачем нужно проклинать Бога, если любишь Украину? Видно, что-то не так в этой любви… Видно, что-то не так в этой культуре.

Давайте же скажем и вот о чём… Бурная деятельность Тараса приходится именно на то время, когда в России в очередной раз вызревала идея всеславянского единства. Россия готовилась к войне с Турцией, чтобы освободить балканские народы (война эта кончилась севастопольским поражением), крепли связи с чешскими патриотами, усмирялась преданная Западу Польша… Вспомним Тютчева — великого певца славянской идеи:

Тогда лишь в полном торжестве
В славянской мировой громаде
Строй вожделенный водворится,
Как с Русью Польша помирится.

А примирятся эти две
Не в Петербурге, не в Москве,
А в Киеве и Цареграде.

Глубочайшая мысль! Тютчев, как всегда, не знает себе равных. Но что же вышло на деле? От Царьграда нас отбросили объединёнными усилиями «всего цивилизованного мира», а Киев… Киев заговорил устами Шевченко: «…І вражою злою кров’ю волю окропіте!..» Все-славянскому братству он предпочёл свой личный «садок вишневий», — и чтобы поливать его только русской кровью!.. Что была и есть поэзия Шевченко, как не нож в спину славянству? Если это — свет, то какова же тьма?

Какова тьма, мы видели и в Гражданскую, и в Великую Отечественную, и сейчас — на Майдане. Вот это, собственно, и есть то, о чём старался Шевченко. Ничего, кроме банд оголтелых отморозков, идея самостийности породить не в силах: ни государства, ни армии, ни культуры.

Так что же, неужели Украина — это пустоцвет или даже ядовитая, сорная трава?

Нет, это не так. Тысячи украинцев, не отделявших себя от русского народа, своим трудом, своим талантом и своей кровью доказали, что Украина так же драгоценна, как и Великороссия. Украинец Гоголь, писавший на русском, исповедовавший русскую идею, поднялся как писатель до мирового уровня. Что было бы, если бы он вздумал писать на украинском? Получила бы Украина гения? Нет, — всего лишь ещё одного Квитко-Основьяненко, никому не известного и никому не нужного. Только русский язык способен творить гениев. Только слившись с Великороссией Украина способна цвести и плодоносить, только вместе они образуют Россию. Самостийная Украина — это цветок в вазе: несколько дней он радует глаз, а потом его выбрасывают как мусор.

Так что читать Шевченко нужно — ибо как иначе мы поймём, к чему приводит предательство русского народа?..

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая