Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский

«ОНИ ЗАЩИЩАЛИ ОТЕЧЕСТВО…»

Так называется музей боевой славы, посвящённый воинам афганской и чеченских войн, который открылся 25 января при школе № 216 имени А.Мицкевича (Графский пер., 8). На открытии присутствовал вице-губернатор СПб И.Дивинский, который сам воевал в Афганистане в армейском спецназе, был ранен в область сердца, но выжил и вернулся в строй. Он сказал, что у музея очень правильное название, потому что хотя афганская война шла за пределами Советского Союза и многие потом говорили, что нас туда никто не звал, — это была битва за Отечество. Советские войска пресекли попытки установить ракеты дальнего действия на границе с Таджикистаном, ныне эти границы приблизились; там были остановлены экстремистские псевдоисламские силы, поддерживаемые американцами в противовес традиционному исламу, которые ныне приобрели огромный размах; там наши войска сдерживали наркопоток, который теперь затопил Россию, ибо Афганистан был и есть огромная нарколаборатория. Кстати, в музее хранится любопытный документ, выданный тов.Шакурину на русском и арабском языках: «Уважаемый друг и боевой товарищ, выполнив честно и самоотверженно свой интернациональный долг в Республике Афганистан, вы убываете на свою Родину — великий Советский Союз. По просьбе нашего законного правительства вы — солдаты мира, воины-интернационалисты, проявляя отвагу и мужество, вместе с афганскими воинами стойко противостояли вооружённой агрессии враждебных сил, посягнувших на свободу и суверенитет нашей любимой Отчизны. Этот подвиг навсегда останется символом афгано-советской дружбы, боевого братства наших армий. Начальник Главного политуправления армии РА генерал-майор Забихулла Зиярмаль. Министр обороны Республики Афганистан генерал-полковник Мохаммад Рафи. 1988 г.». О войнах в Чечне и говорить нечего — там наши ребята защищали Россию, нас с вами. Хотя долгое время воевавшие в Чечне офицеры и солдаты были оболганы, находились даже «правозащитники» «свободолюбивого чеченского народа», которые стояли на Невском с плакатами: «Руки прочь от Чечни».

Поднявшись на третий этаж, где на 100 кв. метрах вольготно разместился музей, я была удивлена. Ожидала увидеть комнатку, в которой по стенам — фотографии, за стеклом стеллажей — обычные военные трофеи: котелки, фляжки, патроны… Всё это, конечно, есть, но… Представьте: потолок обшит зелёной маскировочной сетью, одна стена затянута материей песочного цвета, как форма наших бойцов, воевавших в Афгане, стена напротив — цвета камуфляжной формы солдат, усмирявших Чечню. На полстены — экран, на котором демонстрируются фотографии с места боевых действий, фрагменты документальных съёмок. Звучат песни времён афганской и чеченских войн. На другом конце зала — два интерактивных стола, напоминающих огромный экран компьютера, где прикосновениями пальцев можно листать страницы альбомов «Они защищали Отечество…», которые издавал представитель музея — журналист и писатель С.Галицкий.

— Сергей Геннадьевич, откуда эти чудеса современной техники?

— С помещением и оснащением музея помог глава Владимирского муниципального округа И.Плюснин. Он служил в 70-е годы на Дальнем Востоке в десантно-штурмовой бригаде, а десантная закваска остаётся на всю жизнь. И когда ему в руки попали мои фотоальбомы с фотографиями и рассказами бойцов, воевавших в Афгане и Чечне, Иван Иннокентьевич загорелся идеей увековечить их память. А слова этого человека не расходятся с делом.

Кстати, на открытие музея, которое было приурочено к 70-летию снятия блокады Ленинграда, были приглашены ветераны Великой Отечественной войны и блокадники. Они выразили пожелание, чтобы при музее была экспозиция, посвящённая блокаде. И вот редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» А.Раков передал в дар музею медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» своей мамы Веры Георгиевны, а также военный компас и прочие реликвии своего отца Григория Ивановича, прошедшего всю войну. Также в музее есть экспозиции, посвящённые Отечественной войне 1941—1945 годов и пятидневной войне 2008 года в Осетии по принуждению Грузии к миру.

Пока шла беседа, дверь время от времени приоткрывалась, и в музей заглядывали ученики. У мальчишек загорались глаза при виде оружия, схем боёв в чеченских городах и сёлах, орденов, тельняшек, голубых беретов, боевых снимков… Многие экспонаты переданы офицерами спецназа Министерства юстиции «Тайфун».

— Сергей Геннадьевич, вы планируете проводить в музее экскурсии, устраивать встречи с воинами Афганской и Чеченских войн?

— Встречи пусть нечасто, но будут. А рассказывать я буду не о военных операциях, не о том, как и куда передвигали дивизии, а о людях, которые оказались в нечеловеческих условиях, но сохранили свою душу, и о Божией помощи русским солдатам на войне.

Вот, например, Владимир Алексеевич Господ. В Афганистане он совершил 699(!) боевых вылетов и 327 в Чечне, а ещё 32 захода на реактор Чернобыльской АЭС в первую неделю после аварии — сбрасывал мешки с мраморной крошкой, когда реактор был открыт, чтобы заглушить его. В Афганистане он был капитаном, командиром звена, а в Чечне уже в чине полковника командовал сводным вертолётным полком. Он жив и работает в нашем городе.

Перед самой отправкой в Афганистан его бабушка Дарья Ивановна дала ему иконку Свт.Николая Чудотворца. Владимир, хотя бабушка и крестила его в детстве, улыбнулся: «Бабушка, я секретарь партийного бюро эскадрильи и не знаю никакого Николая Чудотворца». Дарья Ивановна не отступила: «Возьми, Вова, пригодится». Он зашил иконку в воротник комбинезона и забыл.

В горах Афганистана он попал в трудную ситуацию: надо было  высадить группу десанта, но вертолёт оказался перегружен. Понимаете, когда заходишь на посадку, надо погасить скорость, обороты винта уменьшаются и в разрежённом воздухе в горах вертолёт начинает проваливаться — падать. Улететь на базу Владимир не может — именно на его борту находился командир десантников, не может же он оставить солдат без головы! Сесть, согласно законам физики, не получается. А внизу уже разгорается бой, «духи» прицельно бьют по вертолёту, и тогда он вспомнил про иконку. И хотя понимал, что сесть нереально, взялся за воротник и сказал, как учила бабушка: «Николай Угодник, Божий помощник, спаси и помоги». И… у вертолёта появилась дополнительная аэродинамическая сила, и он сел. Боевая задача была выполнена.

В другой раз надо было забрать наших разведчиков в горах. Они уже зажгли оранжевые дымы, по которым ориентировались не только наши вертолётчики, но и «духи». Владимир сел на вершину, но командир группы сказал, что у него в пропасть сорвался боец, сломал позвоночник, и его надо вытащить. Командир сам полез в расщелину, но сорвался и сломал ногу. Теперь на дне ущелья лежали уже двое наших. Стало смеркаться. Что делать? Владимир понимал, что если он посадит на дно ущелья вертолёт, то ни за что не взлетит — против него опять будут законы физики, воздух будет отражаться от скальных стен и тяги не будет. Но и оставить наших ребят умирать он не мог. Он сел, втащили раненых на борт. Дёрнул за рычаг, вертолёт дрожит, но не взлетает. Всё: сейчас подползут «духи» и закидают их гранатами. Тогда он опять взялся за воротник, в котором была зашита иконка: «Николай Угодник, Божий помощник, спаси и помоги». И вертолёт взлетел!

— А как отнесётся руководство школы, что вы все события излагаете с точки зрения православной веры?

— Видите ли, мы освятили помещение музея, и руководство школы не было против. А на открытие нам из Александро-Невской Лавры по благословению епископа Назария передали в дар икону св.князя Александра Невского — небесного покровителя Петербурга и русского воинства — и Ченстоховскую икону Божией Матери. Обе висят в музее. Да, я буду рассказывать о войне и о наших солдатах и офицерах, но и о Божией помощи им я буду говорить обязательно — иначе зачем всё это было затевать? Надо показывать молодым, как православная вера, вера наших предков, помогала нашим ребятам в трудные, смертельно опасные минуты. Показать, что Господь и Матерь Божия не оставили Россию. Вот, видите, под стеклом лежат тельняшка и берет? Это вещи снайпера 350-го полка 103-й дивизии ВДВ В.Н.Емулкина. Вернувшись, он познакомился с девушкой, которая ходила в церковь. И попросил, чтобы в ближайшую субботу она взяла его с собой. Его давно безпокоило и страшило, что когда он ловил в прицел снайперской винтовки душмана, у него возникало чувство, что теперь тот уже от него не уйдёт, что он точно его убьёт, и что-то тёмное начинало шевелиться в его душе. Он понимал, что убийство — это грех, но или он будет убивать душманов, или они убьют его и его товарищей… Так он попал на подворье Валаамского монастыря. Девушка подвела его к священнику, который принимал исповедь, представила: «Этот человек воевал в Афганистане. Хочет исповедоваться». Батюшка исповедовал его полтора часа, и у десантника, а эти парни не привыкли плакать, безостановочно текли по щекам слёзы. После Причастия он вышел на улицу, и возникло ощущение, будто он летит по воздуху. Виктор даже вниз посмотрел — ступает ли ногами по земле? Просто его душа освободилась от тяжкого груза войны.

А вот что рассказал старшина Виктор Чередниченко: «В детстве мама всегда крестила нас с сестрой на сон грядущий, и душа моя наполнялась спокойствием… В мае 1986 года я, отслужив в Афганистане, должен был вернуться домой. Ночью в палатку пришёл начальник политотдела полка, сказал, что для предстоящей военной операции нужны дембеля. Что делать? Согласился. И вот мне снится сон, что я пытаюсь догнать маму с сестрой, которые уезжают на «Волге», спотыкаюсь, падаю, разбиваю лицо, и мне в руки падает челюсть с зубами. Проснулся с мыслью: «Это будет моя последняя война…» Вдруг в палатку входит женщина в тёмно-фиолетовом монашеском одеянии. Подошла ко мне и тихо перекрестила три раза, совсем как мама. И я понял, что буду жить… Я и правда вернулся цел-невредим. А когда в 1992 году оказался на Афоне — увидел в Пантелеимоновом монастыре икону, на которой узнал женщину в фиолетовом одеянии. Это была Богородица».

С.Галицкий: — Приходите в музей. Здесь собрано более тысячи подлинных, а не постановочных фотографий и повествования самих участников боевых действий. Тот, кто разглядывает фотографии, как будто сам оказывается в кабинах машин, которые с боями прорываются через горные перевалы Афганистана, смотрит через иллюминаторы летящих на высоте трёх метров вертолётов, на землю Чечни под собой, идёт в горы с разведгруппами, заглядывая, словно в преисподнюю, в духовские схроны. Мы хорошо знаем имена героев Великой Отечественной, а имена людей, которые встали на защиту Отечества в сложный для страны период, фактически неизвестны. С некоторыми из них мы вас познакомим.

Побывала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая