Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

2 марта — Прощёное воскресенье

«ВОЗДЕРЖАНИЯ ДЕРЖИТЕСЬ»

Сегодня о традициях блиноеды — так называли Сырную неделю в Древней Руси, — Прощёном воскресенье, преддверии Великого поста, рассказывает член правления Общества православных врачей имени свт.Луки (Войно-Ясенецкого) СПб Николай Фёдорович ЖАРКОВ.

Масленица — время ограничения в питании у православных перед вступлением в Великий пост — сохранила ещё многие языческие традиции. При этом она является чудесным поводом для встречи и объединения верующих и неверующих: родственников, свойственников и даже незнакомых людей. Занимая последние семь дней перед началом Великого поста, Масленица служит плавным переходом от безшабашного веселья и объедания к воздержанию и покаянию. А Сырной она называется оттого, что, готовясь к посту, уже нельзя есть мясо, но ещё можно — молочные продукты, сыр, масло, яйцо, творог... Кстати, раньше на Руси творог назывался сыром, ибо делался не путём нагревания, а естественным способом, т.е. сквашивался. В языческие времена блин сопровождал славян всю жизнь. Блинами потчевали рожениц, и когда человек умирал — на его поминках были блины, которые запивались киселём. И никогда(!) блины на Руси не запивались водкой, как это мы видим в фильме «Сибирский цирюльник» Н.Михалкова.

Кстати, праздничное яство наподобие блинов встречается и в Святом Писании: во Второй Книге Царств рассказывается, что, когда внесли ковчег Господень в город Давидов и поставили в скинию, царь Давид по случаю праздника «раздал всему народу… по одной лепешке каждому» (2Цар.6,19). Конечно, лепёшка не блин, но и на Руси в древности блины выглядели не совсем так, как нынче. Их не жарили в масле, а пекли на горячем поду русской печи — сковородок тогда не было. Поэтому до сих пор говорят: «Печь блины», хотя про ту же картошку, мясо, яйца… мы говорим: «жарить». И называлось кушанье – млинъ, от глагола мелю, молоть. Сначала надо смолоть пшеницу в муку, потом уже завести тесто и печь блины. А исследователь истории русских слов профессор П.Я.Черных, создатель историко-этимологического словаря, считал, что словом млинъ у славян назывался мельничный жёрнов, имевший форму круга, а потом это название перешло и на мучное изделие. Позже стали печь блины на сковородах, но блинная сковорода должна быть чугунной, а не алюминиевой и не тефлоновой. Перед употреблением её следует хорошенько прокалить и натереть солью, затем смазать гусиным пёрышком, обмакнутым в льняное масло. Моя бабушка, помню, пользовалась половинкой сырой луковицы или картофелины. Знаток кулинарии и историк И.Похлёбкин отмечает: «Русские блины отличаются совершенно особой консистенцией — они мягкие, рыхлые, ноздреватые, пышные, лёгкие и при этом полупрозрачные».

На Масленице запрещено играть свадьбы, надо ждать окончания Великого поста; принято ходить в гости и принимать гостей, угощать бедных, подавать нищим. Всегда на Руси первый блин давали нищему и тем самым просили помянуть своих умерших родственников. Хождение друг к другу на блины было поводом примириться. В старину в среду зять ехал к тёще на блины, а в пятницу тёщи наносили ответный визит в семью зятя, в субботу отмечали золовкины посиделки, т.е. невестки угщались блинами у сестёр мужа. Так укреплялись семейные взаимоотношения.

Светские люди воспринимают Масленицу как разгульный праздник. Проводят конкурсы: кто сколько съест блинов и с какой скоростью, кто какие блины по размеру испечёт… Как врач, я вам не советую устраивать соревнования на скорость и количество поедания блинов: блины — тяжёлая пища, а в большом количестве, да съеденные второпях, могут навредить здоровью. Есть блины лучше не на улице на морозе, не на спор, а дома, запивая горячим чаем. Нельзя их запивать холодными, тем более газированными напитками. И печь блины полезней по старинным русским рецептам — с припёком. Припёк — это когда в само блинное тесто кладутся всякие полезные вкусности: мелко нарезанная свежая капуста, тёртые морковь, тыква, яблоки, изюм, травы… Можно вместо молока замешивать тесто на соках, на медовухе. И помните совет Прп.Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь».

Часто приходится читать, что на Масленицу наши предки позволяли себе излишества: объедались блинами, рядились в личины, заводили уличные кулачные бои стенка на стенку. Последнее делалось с попущения властей ещё со времён царя Ивана Грозного, дабы дать людям возможность выпустить пар, показать удаль молодецкую, хотя Церковь всегда выступала против обжорства, разврата и драк потехи ради. Но уже в Прощёное воскресенье всё преображалось, и постились русские люди так же истово, как до того гуляли. Многие крестьяне считали за грех потреблять во время Великого поста даже растительное масло. Некоторые не пили чай, только воду. Даже сахар употребляли постный. Удивлены? Да, сахар считался скоромным продуктом, потому как в старину свекольный сок, из коего делали рафинад, очищали раствором извлечённого из крови альбумина, а процеживали через костяной уголь. Постный же сахар делался так: рафинад растворяли в воде, уваривали до густоты, прибавляли душистые вещества и разливали в формочки. В среду и пятницу ели только вечером, и то хлеб с водой. Детей приучали поститься уже с трёх лет. Лишь старики, болящие и непраздные (беременные) женщины брали у священника благословение на послабление поста. А в книге «О воззрениях русского народа» я прочёл: «Если же кто, забывшись, ел рыбу Великим постом, то считал себя недостойным в этот пост и говеть, и причащаться».

Но вот наступило Прощёное воскресенье — Церковь в этот день вспоминает изгнание Адама из рая. Православные люди идут на службу вечером, и в храмах начинается Чин Прощения. В храме прп.Серафима Саровского в пос.Песочный, прихожанином которого я являюсь, Прощёное воскресенье проходит так: на амвоне младшие священники встают на колени перед отцом настоятелем, испрашивая у него прощения, а затем просят прощения у всех, кто находится в храме. Затем священники спускаются с иконами в руках с солеи к народу, становятся в шеренгу, и все прихожане по очереди подходят, делают земной поклон и смиренно просят: «Простите меня грешного», и в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю, и меня прости грешного». Тот, кто попросил прощения, встаёт рядом — в результате образуется огромное людское кольцо. Люди не сдерживают слёз, потому что на душе становится радостно. А возвратившись домой, так легко и отрадно попросить прощения у своих близких, друзей, соседей.

Почему Прощёное воскресенье именно перед Великим постом, а не в иной какой день, например, перед Воскресением Христовым? Нельзя бросаться в Великий пост, как в прорубь с головой, — входить в него надо постепенно. В этом и помогает Сырная седмица, когда мы отказываемся от мясного. Великий пост — время очищения, обновления духа перед Светлой Пасхой. А первый день поста называется Чистый понедельник именно потому, что накануне было Прощёное воскресенье, и мы вошли в пост с чистой совестью, очищенной душой. Важно не только самому попросить прощения, но и искренне простить своего обидчика. Ведь бывает, слова прощения произнесены, а боль от обиды осталась. Отпустите его грех, откажитесь от мести, и боль отпустит вас. Господь примет ваше искреннее покаяние и снимет тяжкий груз вины с души. Ведь начало традиции просить прощения положил Сам Спаситель, сказав: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать… то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14—15).

предыдущая    следующая