Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святыня

И У НАС ПОБЫВАЛИ ВОЛХВЫ

Вот и Великий пост наступает, а мы решили вспомнить минувшее Рождество Христово — просто потому, что в этом году оно было особенным: город сподобился принять Дары Волхвов.

Удивительное событие! Сами слова эти «Дары Волхвов» издавна стали иносказанием, обозначающим любой рождественский подарок или даже просто радостный дар, преподнесённый от сердца. Люди, даже верующие, давно забыли, что за этими словами стоят подлинные вещи, на которые можно взглянуть, которые можно потрогать руками. Поддавшись волшебному духу Рождества, мы невольно воспринимали вифлеемские события как сказку… И вот сказка стала явью.

Отстояв на улице восемь, а то и десять часов зимнего дня — пусть и не очень холодного в этот раз, — мы входили под своды Казанского храма в Воскресенском Новодевичьем монастыре, где от множества горящих лампад воздух казался смешанным с золотом. Вот впереди маленький аналойчик, на нём ларец, а в ларце… Как это описать? Пожалуй, это больше всего напоминало маленькую, скромную ёлочную игрушку — не шар, не звезду, а небольшой отрезок блестящей бахромы. Подарок для маленького ребёнка — из тех, что вешают над его кроваткой вместе с погремушками. Кому повезло, тот прикладывался губами к стеклу, закрывавшему ларец, остальные только осторожно дотрагивались рукой — и тотчас крестились ею же, словно захватив щепотку рождественской благодати… Праздник Рождества вновь и вновь говорит нам о святости младенчества и детства — возможно, ощущение этой святости и было тем главным, что испытали люди, пришедшие поклониться Дарам Волхвов.

А вот что рассказал нам клирик Воскресенского Новодевичьего монастыря иерей Алексий Красавин, который во все эти святочные дни находился рядом со святыней:

— Мне выпала честь переносить Дары после закрытия храма… Конечно, я был полон благоговения: в моих руках то, что держал когда-то Младенец Иисус. Но даже не это главное… Мы смотрели на Дары, прикладывались к ним, но души-то наши при этом славили Бога! И те люди, которые приходили на встречу со святыней, — ведь далеко не все они были убеждёнными православными, многие пришли просто из любопытства. Кое-кто прежде и Евангелия в руках не держал, и историю волхвов знал по пересказам… Но, прикоснувшись к Дарам, эти люди вдруг чувствовали желание обратиться к Богу. Я это знаю, потому что принимал в те дни исповедь. Побывав у святыни, люди впервые в жизни шли исповедоваться, принимали Причастие. Вот где чудо, вот где настоящая радость! Таково различие между действием благодати Божией и книжным знанием, фарисейским начётничеством. И теперь, когда Дары уже увезли из города, эти люди вновь приходят к нам в храм на Литургию — а прежде они и не подозревали, что есть в городе такой монастырь… Надо учитывать и тот факт, что организация встречи была продуманной. Епархиальные и городские власти тщательно разработали план действий, учли опыт недавнего приёма Пояса Пресвятой Богородицы и сделали надлежащие выводы. Всё было сделано для того, чтобы многочасовое стояние в очереди не было для людей мучением: вдоль тротуара были расставлены автобусы, где озябшие люди могли погреться и попить горячего чаю с пирожками, была изменена система прохода в храм… Работу проделали большую, и люди это с благодарностью отметили. И всё-таки поход к святыне остался для каждого настоящим маленьким подвигом: ведь не говоря уже о трудностях стояния, это были будние, рабочие дни, а в наше время не так-то просто уйти с работы на целый день… Кто-то говорит: «Зачем развозить святыни по разным городам? Пусть лучше православные несут паломнические труды, ведь без труда не получишь благодати!» Так-то оно так, да только путешествие в комфортабельном автобусе или самолёте — не велик труд. Зато выстоять огромную очередь невозможно без духовного горения, и мы верим, что силы, затраченные в таком стоянии, Господь примет как жертву приятную.

…Приложившись к ларцу, люди по большей части выходили из храма, но те, у кого ещё хватало сил, оставались тут и молились из-за ограждения, обратясь к Дарам. Среди таких стойких молитвенников мы неожиданно встретили давнего друга и автора нашей газеты православную поэтессу Татьяну Егорову. Она сказала:

— Очень радостно на душе, и усталости почти не чувствую. Конечно, настоялась в очереди, продрогла — но это даже хорошо. Всё доброе через тернии даётся, через труды, через страдание. Подвиг, он для того и существует, чтобы мы подвигались к Богу! Вырабатываешь смирение и терпение, а когда при этом хоть на минутку вспомнишь о муках Христа, то понимаешь: какие пустяки все наши страдания! Я вот даже стихи написала, стоя в очереди, — и так хорошо, легко писалось, почти без помарок. Слушайте:

Греки, подобно волхвам,
Снова явили нам милость,
Чтобы великим дарам
Матушка-Русь поклонилась.

Не испугались зимы
Наши афонские братья.
Братьям раскрыли и мы
Тёплые наши объятья.

Нам не страшны холода,
Крепнут надежда и вера.
Видишь, сияет звезда,
Та, что взошла над пещерой.

Верим, Святая Гора
К нам благосклонна. И всё же
Золота и серебра
Милость Господня дороже.

На прощание о. Алексий Красавин сообщил нам такую новость:

— В наш монастырь часто привозят ту или иную святыню. Вот и нынешней весной мы ждём ларец с мощами святителя Феофана Затворника, а также чудотворную Казанскую Вышенскую икону, перед которой святитель молился. Многие православные любят святого Феофана, многие постигали азы аскетики по его богомудрым творениям, — эти люди смогут поклониться своему святому учителю, когда его мощи будут находиться в Воскресенском Новодевичьем монастыре, с 27 апреля по 18 мая 2014 года. Милости просим к нам!

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая