Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

26 мая — 1июня — Неделя о расслабленном

НЕДУГ — ВРАЧЕСТВО ДЛЯ ДУШИ

Давайте вспомним, как Христос Своей Божественной силой исцелил расслабленного. И подумаем, почему эта история двухтысячелетней давности важна для христианина и сегодня, а также о том, от чего исцелил Спаситель того человека? Итак, в дом, где учил Христос, принесли расслабленного, чтобы Иисус исцелил его. Не сумев пройти в дом через дверь, принесшие влезли на плоскую крышу и, разобрав её, через дыру спустили постель с больным, который сам не мог не то что рукой-ногой пошевелить, но даже слова сказать. Спаситель, видя таковую веру их, сказал расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои» (Лк.5,20—23), чем необычайно смутил присутствующих. Почему? Да потому, что это мы знаем, что Христос — Сын Божий. Люди, жившие в то время, ещё не знали этого, и многие, особенно пришедшие и слушавшие Его впервые, в сердцах своих поразились и возмутились, что это значит — прощаю тебе грехи твои. Кто может прощать грехи? Только Бог может прощать грехи! Ведь что такое грех? Это зло, которое человек совершил. Значит, расслабленному прощается то зло, которое он содеял, и, по слову Христа, он освобождается от наказания!.. Не ведая, Кто такой Христос, присутствующие возмутились: как Он смеет, Он богохульствует! Иисус, видя таковые помышления, ибо Ему открыты и сердца наши, и мысли, спросил: «Что легче сказать: «прощаются тебе грехи твои» или сказать: «встань и ходи?» (Лк.5,23). Очевидно, конечно, что сказать-то можно всё что угодно. Что мы подчас, к сожалению, и делаем и даже не только не собираемся нести ответственность за свои слова, но часто и вспомнить-то не можем того, что сказали. Действительно, кто проверит, простились расслабленному грехи или нет? Особенно это трудно было уразуметь им, не имеющим опыта исповедания. Другое дело, если бы парализованный встал и пошёл. Вот это да! Это — чудо! И когда после слов Спасителя: «встань, возьми постель твою и иди» (Лк.5,24) парализованный встаёт и идёт… всем сразу стала очевидна сила слов Христа. И увидевшие это, поражённые чудом люди восславили Бога, давшего такую власть Человеку.

Ведь Господа нашего Иисуса Христа мы видим в Евангелии прежде всего Человеком. Евангелие и начинается с воплощения — Бог соединил Себя с человеком. А мы через Человека Иисуса Христа имеем возможность познать Его Божественную природу, познать Бога. Так и в этом случае то, что совершает Христос, очень понятно в материальном смысле. И как следствие, люди понимают, что Он, оказывается, имеет власть прощать грехи. Кстати, если мы вспомним, что будет дальше, то увидим, что Он, посылая апостолов на проповедь, говорит им: «Примите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,23). И мы можем сделать вывод, что человек обладает особыми дарованиями, ибо человек не животное, а богоподобное существо. Действительно, ни одно из животных ничего подобного не имеет — у них нет ни воли, такой, какой обладает человек, ни свободы. Только человек создан по образу и подобию Божию. И мы с вами должны стараться ни на минуту не забывать об этом. А это возможно только тогда, когда человек всем сердцем стремится к Богу, любит своего Отца Небесного и не забывает о Нём. Мы же часто согрешаем тем, что забываем про Бога. Святые так и говорят: как забыл про Бога, так и согрешил. Во-первых, тем, что забыл. Во-вторых, тем, что, забыв, позволил себе непотребное. Ты забыл о Боге, и вот уже чувства греховные роятся в сердце, помыслы нечистые мутят разум, язык развязался и мелет чуждое Богу. А там уже и поступки богопротивные следуют. Один учитель Церкви хорошо сравнивает нашу душу с храминой. «Пока свет солнечный не проникает прямо в храмину, говорит он, нам всё в ней кажется чистым. Но вот блеснул луч солнца — и осветились все тёмные и пыльные уголки её. То же в нашей душе. Для лукавого самолюбия всё кажется чистым, светлым и даже украшенным, но откроем сердце для света благодати Божией и увидим, сколько праха в мыслях, нечистоты в чувствованиях, срамоты в делах».

Евангельский образ расслабленного — это образ человека, который болен грехом. «Прощаются тебе грехи твои», — сказал Господь. Значит, причиной болезни расслабленного были именно грехи. А простил Господь ему грехи — стал здоровым. Поэтому мы все должны помнить расслабленного: вот до чего доводят грехи. Увы, мы в своей расслабленности духовной и забвении Бога напоминаем этого несчастного. И ещё об одном важном моменте не стоит забывать. Расслабленный был уже в таком состоянии, что сам не мог ни прийти, ни просить Христа об исцелении. Хорошо, что нашлись сострадательные верующие люди — принесли его к Спасителю. А теперь подумайте, не потому ли мы ходим в храмы, а не пропадаем на гульбищах, где находятся подавляющее большинство наших сродников и знакомых, что наши верующие бабушки, мамы, предки наши непрестанно молят Бога о нас? Не по их ли вере и молениям Господь привёл нас к Себе и дарует исцеление от духовного паралича? А что же мы сами? Где наша воля и вера?

Почитайте поучения Иоанна Златоуста. Он жил в начале V века и обличал самые низменные грехи современных ему христиан. Мы живём в XXI веке, но те же грехи терзают и нас. Как же так? А вот это и говорит о человеческой духовной расслабленности. С одной стороны у нас есть потребность веры — нам всем необходимо веровать в кого-то или во что-то, — но… мы не можем жить по вере! Не в состоянии. Многие святые подвижники прошлого бежали из больших городов в дикую местность, подальше от соблазнов, чтобы избежать расслабленности духовной, чтобы их сердца, горящие верой, не остудились. Они искали другой жизни – посвящённой Богу. И мы с вами должны стремиться не к тому, чтобы спешить на праздники и развлечения, не к тому, чтобы служить своей плоти, — мы должны стремиться служить Богу. Должны пытаться справиться с расслабленностью духовной, которая присуща грехопадшему человеку. А для этого надо молиться.

Выслушав историю о расслабленном, пусть каждый приложит её к себе. Не будем ждать, когда уже не сможем двигаться, когда останется только надеяться, что, может быть, кто-то из сострадания и любви понесёт нас к Богу. Молитесь и умножайте в себе веру. Внемлите слову русского святого Феофана Затворника: «Зажги в себе пожар». Какой смысл вкладывал святитель в эти слова? Да всё просто: если загорается дом, до рассуждений ли? Надо бегом бежать спасаться, пока не рухнул потолок, не обвалились стены и лестница, пока не погибли. Тут не до спасения материальных ценностей, остаться бы самому живу. Этот пример был очень понятен современникам Феофана Затворника — пожаров на Руси было много и случались они часто. И спасение было одно — бежать. Так вот, зажечь пожар веры — значит ощутить себя погибающим, чувствовать, что твои страсти и грехи толкают тебя к погибели. И постараться не поддаваться этим страстям, пытаться быть с Богом, жить ради Него, стремиться к Нему. Каждый должен уразуметь: заповеди Божии обращены не к родственникам, друзьям, знакомым, соотечественникам, — они обращены к тебе лично, это ты должен научиться по ним жить. И только тогда ты сможешь кому-то ещё послужить, помочь, подобно друзьям евангельского расслабленного.

Протоиерей Игорь ФИЛИН, настоятель храма прп.Серафима Саровского

Адрес: 197758, СПб, Курортный р-н, пос.Песочный, Ленинградская ул., 10. Тел. 240-26-49

 

 

предыдущая    следующая