Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православный этикет

В КАКОЙ ОДЕЖДЕ ХОДИТЬ В ХРАМ?

Для человека далёкого от веры этот вопрос вызывает затруднение. Неуместны в церкви спортивные костюмы или платья с глубоким вырезом. Одежда должна быть скромная, соответствующая месту, — не в обтяжку, не обнажающая тела, лучше однотонная, а не пёстрая. Различные украшения — серьги, бусы, браслеты — в храме выглядят нелепо: об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм и думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями. Будем помнить слова ап.Павла: «Чтобы… жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2,9—10). Понятно, что в храме недопустима также косметика. Разрисовывание лица ведёт начало из древних колдовских, жреческих ритуалов. Изукрашенная женщина вольно или невольно подчёркивает, что поклоняется она не Богу, а своим страстям, по сути демонам. Неуместны, конечно, для женщины брюки или джинсы, тем более шорты.

Сказанное относится не только к храму. Вообще христианка должна в любом месте — не только в храме, но и на работе, в гостях — оставаться христианкой: должен быть соблюдён определённый минимум правил, который нельзя переступить. Православная девушка или женщина не будет щеголять в наряде, напоминающем одеяние средневековых шутов (в уродливо обтягивающих бедра «лосинах» и свитере поверх них), вряд ли соблазнится модной среди молодёжи шапочкой с рожками, не покроет голову платком, на котором изображена полуобнажённая девица, дракончики, разъярённые быки или нечто чуждое не только христианскому, но просто нравственному сознанию.

Полезно нашим современницам знать высказывание сщмч.Киприана Карфагенского: «Скажи мне, модница, неужели, поступая таким образом, ты не боишься, если Художник и Творец твой, в день общего воскресения не признает тебя, отринет и удалит, когда явишься за воздаянием и наградою, и, укоряя, строгим голосом скажет: это не Моё создание, это образ не Наш! Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искажён ложью, образ извращён, лицо твоё чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал диавол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия; враг убирал твои волосы с ним и гореть тебе!»

Вряд ли уместна и другая крайность, когда ревностные не по разуму новоначальные прихожанки с головы до ног самовольно одеваются в чёрное, внешне стремясь походить на монахинь или послушниц. Надо сказать, самодовольные и часто невежественные поучения, которые нередко изрекают такие прихожанки, подняв «смиренно» потупленные глазки, выглядят крайне неприглядно… Особая аскеза в одежде должна быть согласована с духовным отцом — только он, зная внутренний настрой своих чад, их привычки и страсти, которые могут усилиться от самовольных «подвигов», может благословить или нет на ношение чёрной одежды.

Но как быть в том случае, если человек впервые пришёл в храм Божий, который для него, собственно, является не храмом, а просто произведением искусства? Естественно, он не знает, как себя вести в храме, не знает элементарных правил приличия — ему даже не приходит в голову мысль, что своим поведением он может оскорбить религиозные чувства верующих. Конечно, верующие люди ни в коем случае не должны срываться, говорить резкие, оскорбительные слова такому молодому человеку или девице в шортах, например. Недопустимо грубо одёргивать пришедших в храм впервые: «Куда с накрашенными губами к иконе?! Как свечку ставишь? Куда лезешь — не видишь…» Это называется ревность не по разуму, за которой скрывается отсутствие любви к ближнему. Именно любви и утешения ждёт человек, впервые переступивший порог храма, и если он после гневной «отповеди» никогда больше не захочет прийти в храм, то ведь на Страшном суде взыщется с нас за его душу! А часто именно из-за ворчливой недоброжелательности «бабушек» новоначальные боятся идти в храм, потому что они «ничего не знают», а спросить боятся — на кого нарвёшься…

предыдущая    следующая