Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Суд за дело

НАДО ПУД СОЛИ СЪЕСТЬ

В церковных лавках и на православных выставках появились диски и брошюры К.Кравченко «Здоровье по Чичагову». Автор пытается свои весьма своеобразные представления о природе болезней и методах их лечения связать с именем сщмч.Серафима (Чичагова), считая себя продолжательницей его научных изысканий. Слово — члену правления Общества православных врачей имени свт.Луки (Войно-Ясенецкого) в СПб врачу Николаю Фёдоровичу ЖАРКОВУ.

Медицинские взгляды К.Кравченко антинаучны и не имеют никакого отношения к системе Л.М. Чичагова, изложенной им в его «Медицинских беседах». Более того, самолечение по рекомендациям г-жи Кравченко может представлять опасность для здоровья.

Но сначала немного о св.митрополите. Родился Леонид Михайлович в семье героя Отечественной войны 1812 года адмирала Чичагова. Сам в звании полковника участвовал в Русско-турецкой войне. В 1878 году Чичагов познакомился с о.Иоанном Кронштадтским и стал его духовным чадом. В 1891 году вышел в отставку, но, помня страдания раненых на войне, решает заняться медициной. Не имея специального образования(!), разрабатывает свою систему лечения, которую и излагает в двух томах «Медицинских бесед». В первом томе Чичагов излагает историю медицины, освещает опыт древней и народной медицины. Затем переходит непосредственно к лечению. По его мнению, в основе всех болезней лежит неправильность кровообращения, засорение крови. Значит, нужны лекарственные средства, которые ближе человеку по природе и помогают кровообращению. Ближе всего к человеку в природе Чичагов считал деревья: они растут вертикально и человек ходит вертикально. Он изучил, на какой орган какое растение действует благотворно. Делая капли из листьев, коры, корней деревьев, трав, давал больному малую дозу и наблюдал. По его признанию, так он излечил более 20 тысяч человек. Уникальность его метода — в индивидуальном подходе к каждому человеку, тщательно выверенная дозировка лекарства и наблюдение. На тот момент Леонид Чичагов не был ни митрополитом, ни священномучеником, — а именно так написано на обложке брошюры: «Оздоровление организма человека по методике священномученика Серафима Чичагова». Не правда ли, такая ссылка вызывает доверие и к самой Кравченко?

Этот период жизни Чичагова завершается принятием монашества после смерти жены. Приняв постриг с именем Серафим, он работает над Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря, и благодаря его трудам Синод вынес решение о канонизации старца Серафима Саровского. В 1937 году тяжелобольного митрополита Серафима (Чичагова) на машине «Скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, обвинив в «контрреволюционной монархической агитации». Решением Тройки УНКВД по Московской области он был расстрелян 11 декабря на полигоне в пос. Бутово. В 1997 году Архиерейским собором РПЦ митрополит Серафим (Чичагов) причислен к лику святых.

И вот, прикрываясь именем святого, г-жа Кравченко развила бурную деятельность. Брошюра «Здоровье по Чичагову» и лекции, проходившие в том числе в лекционном зале Троице-Сергиевой Лавры, обезпечили интерес граждан. В рекламе её видеолекций сказано, что св.Серафим (Чичагов) был расстрелян именно за свою систему лечения, противную немецкой современной и официальной медицине. Способствовали успеху и её неодобрительные высказывания о дорогостоящей официальной медицине, и желание граждан излечиться быстро и даром. Однако у здравомыслящей части общества, среди которой оказались врачи и священно-служители, возникли сомнения. Упоминая слова митрополита Серафима в начале своей лекции: «Моя система лечения, господа, основана именно на восстановлении правильности кровообращения и на действии лекарствами на свойства самой крови», — Кравченко в последующих рассуждениях напрочь забывает о его трудах и навязывает слушателю свои псевдонаучные рассуждения. Например: при инфекционных заболеваниях и высокой температуре лекарства не принимать, первые два дня не есть и не пить никакой жидкости, каждые 30 минут сосать поваренную соль(!) и наносить на кожу йодные сетки. Понимаете, что в итоге получится? Организм будет обезвожен, начнутся судороги… Один мой знакомый решил так полечиться — чуть не умер. Звонит мне, говорит: «Хорошо, что я опомнился и выпил пол-литра клюквенного морса, — сразу ожил». При высокой температуре необходимо обильное питьё!

Утверждение Кравченко, что у всего населения нашей страны щитовидная железа «не работает», не имеет подтверждения, а между тем автор настоятельно рекомендует всем принимать йод, но не в каплях или таблетках, а сварить кастрюлю киселя с добавлением большого количества йода и пить его всей семьёй. Но передозировки могут привести к нарушению функции щитовидной железы, явлению йодизма! Также она рекомендует для повышения иммунитета пить декализ, при приёме которого якобы повышается количество лейкоцитов в крови. Но избыточный его приём — рекомендованные ею 10 таблеток — ведёт к лейкозу! Если появились боли в сердце, мы рекомендуем нитроглицерин, покой. Кравченко советует лекарства не принимать, а вылить на ладонь йод и втирать в область сердца. При этом пить йодистый кисель и сосать соль. Она считает вредными бананы, изюм и курагу, потому что там калий — антагонист натрия. Чушь! Сердечной мышце нужны курага и изюм именно из-за калия. Чувство жажды при диабете (избыток глюкозы в крови) автор предлагает «лечить» солью: «Когда мы сосём соль, желудок выделяет соляную кислоту, которая всасывается в кровь, и уровень сахара понижается, чувство жажды уходит». Надо освободить почки — растворить соли, песочек, камушки? Кравченко рекомендует «сосать соль пять-шесть раз вне еды».

Врач при лечении болезни рекомендует изменить образ жизни, приведший к заболеванию. Священник посоветует избавиться от страстей, покаяться и постараться не повторять исповеданных грехов. Кравченко тоже не забывает о грехах… И даже показывает баночки с жабами, медузами и прочей гадостью, заявляя, что это грехи, вызвавшие ту или иную болезнь, превратились в эту мерзость и вышли из человека после лечения по её методике. А ещё она возмущена древним символом медицины: змея обвивает ножку чаши. При этом отождествляет медицинскую чашу — с Чашей для преподания Святых Даров на Божественной литургии, а змею — с библейским змеем-искусителем… Вы всё ещё верите г-же Кравченко?

Экспертное заключение одобрено членами правления Общества православных врачей СПб и руководителем экспертного отдела Общества доктором медицинских наук Д.Э. Коржевским.

предыдущая    следующая