Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Обрезание Господне

НЕГРОМКИЙ ПРАЗДНИК

Несколько лет назад довелось слышать разговор двух женщин у церковных ворот. Одна из них убеждала другую не входить в храм, потому что он «какой-то неправильный». На вопрос, в чём же эта «неправильность» состоит, последовал неожиданный ответ: «А вот у них в расписании богослужений написано, что 14 января совершается Обрезание». Этот диалог довольно выразительно иллюстрирует многие недопонимания, связанные с древнейшим праздником Православной Церкви. В первый день января месяца по старому стилю, в 14-й день по новому, Церковь празднует воспоминание Обрезания Господа нашего Иисуса Христа.

Что же это за праздник и в чём его смысл? Обстоятельный ответ на этот вопрос мы обнаруживаем в словах богослужения, совершаемого в день этого праздника, и в объяснениях Отцов Церкви.

Вечером накануне праздника во время богослужения читается отрывок из Книги Бытия. Господь Бог дает Аврааму заповедь: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола…» (Быт.17,10—12).

Эта заповедь строго соблюдалась в ветхозаветной религии, была она соблюдена и Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Луки мы читаем: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2,21). Здесь, конечно, можно смутиться: заповедь, данная людям, людьми соблюдаться, безспорно, должна, но зачем воплотившемуся Совершенному Богу исполнять этот древний закон? Ответ на это недоумение мы обнаруживаем в одной из молитв праздника: «Безначальный по Отцу», то есть Сам вечный Бог, и «Восьмодневный по Матери», то есть Младенец, имеющий от Рождества восемь дней, «сходящий к роду человеческому Спаситель», не гнушающийся стать настоящим человеком, «не возгнушался и плотского обрезания». По Своему смирению безгрешный Господь совершает то, что положено совершать грешному человеку.

Это событие содержит в себе важное поучение. В обрезании, говорит нам богослужение праздника, «Бог дает Самого Себя в образец и указание всем, ведущее ко спасению». Даже Совершенный Бог, являющийся «Творцом закона, то, что предписано законом, исполняет».

Это поучение полностью актуально и сегодня. Быть может, сегодня, как никогда, нам не хватает духовной твёрдости, мужественности, непоколебимости и стойкости в христианском подвиге, к которому в Таинстве Святого Крещения призываются все верующие во Христа. Часто даже самые простые церковные правила становятся серьёзным испытанием для современного человека. Пока есть какой-то начальный интерес к духовной жизни, церковные правила (например, утренние и вечерние молитвы, посты, посещение богослужений) соблюдаются, но спустя совсем короткое время всё становится неинтересным, «безсмысленным», «устаревшим» и «совершенно Богу и нам не нужным». «Свободному» современному человеку соблюдение даже простых правил, которые вдруг для него, как он думает, становятся «безсмысленными», представляется «совершенно устаревшим» бременем. Как это состояние диссонирует с настроением праздника Обрезания Господня! В пениях празднику мы слышим о Господе Иисусе Христе, что Он «не стыдится плотским обрезанием обрезаться», только чтобы стать нам образцом в исполнении заповедей, научить нас настоящему серьёзному отношению к духовному подвигу.

Но этим смысл праздника Обрезания не исчерпывается. В Четьих Минеях свт.Макарий Московский объясняет, что в этом событии заключается важное богословское содержание: «Желает Господь наш и Бог, знающий человеческие сердца, видимо удостоверить вочеловечение Своё, чтобы никто от еретиков не дерзнул сказать, что родился призрачно, а не поистине в нашу плоть облёкся, как многие из еретиков дерзнули говорить, а также, чтобы разорился любой навет иудейский, да не скажут, что не соблюдал их обычая и повеления, но исполнил всё, что есть в Законе». Значит, после плотского обрезания невозможно стало мыслить Господа Иисуса Христа как призрачного, ненастоящего человека и стало невозможно обвинить Его в нарушении заповедей.

Есть и ещё один важный вопрос, связанный с праздником Обрезания Господня. Если Книга Бытия, молитвы, читаемые на праздничном богослужении, говорят нам о такой важности соблюдения заповедей и Сам Господь «плотским обрезанием обрезывается», то почему эта заповедь не сохранилась в христианстве? Ответ на этот вопрос мы находим также в Священном Писании, но теперь нам нужно обратиться не к Ветхому, а к Новому Завету, а именно к тому учению, которое преподаёт нам апостол Павел. В Послании к Галатам он пишет: «…стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5,1—6). Господь Иисус Христос переводит человека из ветхозаветной эпохи закона в новое духовное измерение, в эпоху благодати.

Но тогда возникает другой вопрос: как быть с совершенно недвусмысленным, абсолютно однозначным установлением обрезания как «завета вечного» (Быт.17,13)? На этот вопрос ответ мы находим также у апостола Павла, только в другом его Послании, к Римлянам. Здесь мы читаем: «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.2,25—29). Значит, заповедь об обрезании не отменяется в новозаветную эпоху, но обретает новые смысл и форму. В другом Послании апостол Павел прямо наставляет христиан остерегаться возвращения к ветхозаветным смыслам с той высоты «горнего звания», которая явлена в Господе Иисусе Христе: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся…» (Фил.3,2—3).

Начиная с новозаветных времен обрезание объясняется апостолами, отцами, учителями Церкви как ветхозаветный прообраз Таинства Крещения. Именно через Крещение, через «то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве», человек рождается в пакибытие, в новую благодатную жизнь во Христе Иисусе.

Протоиерей Евгений СТРУГОВЩИКОВ.
Храм Благовещения на Приморском проспекте.

предыдущая    следующая