Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Лик и личина

ОПЕРАЦИЯ ПО СМЕНЕ ДУШИ

Давний друг нашей газеты, сотрудник епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Алексий Мороз, рассуждает сегодня о знаковых для нашего времени явлениях — попытках изменить свою физическую сущность, своё данное Богом тело…

…Как быть, если у женщины есть некий явный изъян во внешности — слишком длинный нос, например?.. Повернётся ли язык осудить её, если она захочет сделать себе пластическую операцию?

Осуждать никого не надо, но я бы сказал так: если мы придаём слишком много значения своему телесному началу, его достоинствам и недостаткам, то мы невольно попадаем в рабство к своему телу. А ведь мы же православные люди, мы должны помнить, что дух выше и тела, и даже души!.. Только украшая свой дух, мы сможем стать по-настоящему красивыми — в том числе и внешне. Красота, истинная красота — светится только изнутри. Подумайте: пластическая операция — дело очень сложное и опасное; сколько мы знаем случаев, когда люди после таких операций умирали от заражения крови или когда вместо желаемой красоты скальпель хирурга создавал что-то до такой степени неприглядное, что люди кончали с собой от отчаяния. И если человек всё-таки решился ножом поправить то, что дал ему Бог, это значит, что собственная внешность для него идол и что он готов ради этого идола жертвовать многим… Живёт ли внутренняя красота в идолопоклоннике? Разумеется, нет. И потому, даже если операция пройдёт в высшей степени успешно, желаемого результата она не даст. Сколько я видел таких людей: вот вроде бы и поправили они себе лицо, и морщины подтянули, и нос выпрямили, и разрез глаз изменили… А лучше не стало! Не стало! В глазах по-прежнему светится похоть и жадность, губы кривятся от злобы, по лбу ползут морщины суетных забот… Отталкивающее впечатление, отталкивающее, хотя к чертам лица по отдельности и не придерёшься: всё хорошо, всё правильно… Что далеко ходить: вспомните Аллу Пугачёву. Можно ли сказать, что после многочисленных операций она стала красивее? Увы…

Или ещё более разительный пример: американская певица по кличке Мадонна. Правильные, классические черты лица, но при этом весь облик её дышит таким мраком, такой каменной бездушностью, настолько отсутствует в нём хоть что-нибудь человеческое, что ни у кого не повернётся язык назвать эту певичку красивой. Напротив, её внешность вызывает ужас и отвращение.

А теперь вспомните... ну, хотя бы святого преподобного Амвросия Оптинского. Вряд ли мы можем назвать его физически красивым человеком. Но тот дух, та благодатность, которая изливается из его глаз, — именно они делают лик старца благообразным, приятным для взора, радостным для души… Красота человеческая — это проявление в нас образа Божия, богоподобия. Только Бог есть подлинная красота, — а мы можем светить лишь отражением Его света. Но сможем ли мы отражать этот свет, если прячемся от него в тень греховную?

Я уверен: нет людей некрасивых, — есть люди страстные, измученные, искалеченные грехом. Но человек продолжает винить в своём уродстве Бога и пытается ножом поправить Божий дар, — и тогда вместо благодатного лика или вместо нормального человеческого лица появляется личина — унифицированная, стандартная маска, лицо без лица. Кстати, того же печального результата можно добиться и без пластической операции, с помощью одной лишь косметики, — если злоупотреблять ею. Косметика столь же надёжно стирает личность, как и скальпель хирурга.

Всем известно, что, однажды вступив на путь пластических операций, остановиться невозможно. Человек, впервые поправив себя ножом, видит, что желаемый результат не достигнут: привлекательности не прибавилось, — что же делать? Значит, надо продолжать операции: не помогла одна, помогут две, три, десять…

И ещё о пластических операциях… Недовольство своей внешностью особенно свойственно подростковому возрасту: подростку всегда кажется, что губы у него маловаты, нос длинноват, уши оттопырены… А если взрослый ведёт себя, как подросток, то что можно о нём сказать? Инфантильность — страшный бич нашего времени…

Но есть и ещё один вид операций, с помощью которых человек пытается «исправить ошибку Господа Бога», — операции по смене пола. Есть простое слово для их определения: «святотатство». Да, святотатство, потому что они разрушают святыню. Ведь как говорил апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор.3,16—17).

Мы должны помнить, что живём в страшное время: время, когда принимаются законы, которые разрешают демонической силе свободно действовать в этом мире, которые дают простор бесу, узаконивают его дела. Всем известно, что в Европе принят закон о разрешении гомосексуальных браков. Духовная причина этого чёрного дела ясна: цивилизация, отказавшаяся от Бога, падает в пучины сатанизма. Но нет ли тут и земной, политической причины? Конечно, есть. Новая мировая власть видит в таком законе большую выгоду для себя: во-первых, люди, подпавшие под власть беса, легко подчиняются любой неправедной власти и готовы поддержать любое тёмное начинание. А во-вторых, у однополой «супружеской пары» не будет детей. Мы знаем, что сокращение населения в Европе и России — одна из главных целей мирового правительства.

Сторонники операций по смене пола утверждают, что природа или даже Сам Господь совершили ошибку, вселив женскую душу в мужское тело (или наоборот). Они воображают, что лучше Бога знают, какое тело нужно было им дать, но они не знают того, что ими обладает особый блудный бес — инкуб или суккуб (демон, олицетворяющий женскую или мужскую похоть). Они одержимы этим демоном, они не могут противиться ему, впадают во всякого рода извращения, а потом, чтобы закрепить это извращение в себе, уродуют свою природу, пытаясь принять противоположный пол. Когда же операция произведена, пол изменён и человек навсегда изуродован, бес, удовлетворённый своим злодеянием, отступает от несчастного, и тот видит без прикрас, что он натворил. Никогда я не видел счастливым ни одного человека, перенёсшего операцию по смене пола. Некоторое время искалеченный пытается жить в новом облике, но рано или поздно сознание непоправимой ошибки порождает в его душе глубокую депрессию, уныние, отчаяние и нередко приводит к самоубийству.

Что можно посоветовать тем, кто чувствует нападение на свою душу блудного беса — инкуба или суккуба? Бороться с этим искушением, как с любым другим: исповедоваться, причащаться, нести те епитимии, которые сочтёт нужным наложить на вас священник. Благодать Божия отметает от человека любого беса. Должен сказать со всей определённостью: избавиться от такого демона будет нелегко, но всё же намного легче сделать это сейчас, ещё до того, как вы успеете совершить роковую ошибку. Теоретически покаяние возможно и после смены пола, практически же мне такие случаи неизвестны: человек, изменивший пол, слишком глубоко погружается в пучины греха и уже не находит в себе сил сопротивляться погибели… И всё-таки не будем отчаиваться: Господь готов принять любого грешника, лишь бы он искренне отвергся от дел Сатаны. Когда люди, уже изменившие пол, хотят прийти в Церковь, они должны не только принести покаяние, но и вернуться в своё прежнее состояние — если не физически, то хотя бы душой. Это разумно: будучи Мишей, ты не можешь причащаться как Маша. Ты был и остался Мишей, хотя и изрезал, изуродовал своё тело… Что ж, наберись смирения и прими себя в новом качестве, — в качестве евнуха. Это звучит горько, но кто же виноват, что ты им стал? И потом, история Церкви знает немало евнухов, которые своими духовными трудами возвышались до святости. Первым из них был «муж ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы ефиопской, хранитель всех сокровищ её» (Деян.8,27). Этот евнух, повстречав на дороге апостола Филиппа, всей душой внял его проповеди и принял крещение в ближайшей реке: «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян.8,39). Вот и вы сможете продолжить свой жизненный путь, радуясь, решительно отринув горечь греха, которым довольно напитались в жизни.

Протоиерей Алексий МОРОЗ

предыдущая    следующая