Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

«СИЯ ЕСТЬ СЕЛЕНИЕ НЕБЕСНОЕ»

Дело спасения падшего человечества началось с прихода в мiр Спасителя — с Рождества Христова — или даже с события, предварявшего Рождество, — со Святого Благовещения. А Введение во храм Пресвятой Богородицы напрямую на спасение человечества не влияет, почему же мы празднуем его как один из двунадесятых праздников? В чём сокровенный смысл этого события? Размышляет настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в пос.Невская Дубровка и церкви св.прмц.Евгении в горбольнице № 46 (Старорусская ул., 3) о.Валериан ЖИРЯКОВ.

— Внимательно прочтите припев Девятой песни в канун праздника: «Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася како Дева вниде во Святая Святых». Обратите внимание, глагол-то какой употреблён — удивишася! Действительно, достойно удивления великого на земле и даже на небе было вхождение Пречистой Отроковицы во Святая Святых. Почему? Да потому, что Святая Святых — это было единственное в своём роде место на земле, — место Божественного присутствия, место встречи Бога и человека. Причём присутствие Божие у иудеев почиталось только в храме Иерусалимском, где находился Ковчег Завета (у иудеев были синагоги, а храм только один). И вдруг первосвященник вводит во Святая Святых, куда он сам-то входил только раз в году, для того чтобы принести жертву повинности за грехи всего народа, с очистительною кровью, которой он кропил жертвенник, — трёхлетнюю Отроковицу. Есть чему удивиться и Ангелам на небе, и людям на земле. На земле, потому что для правоверных иудеев, соблюдавших букву закона, это было совершенно нереально. Ведь этим нарушались все каноны, а уж как иудеи их блюли, мы знаем… А на небе — потому что было ясно, что священник мог такое совершить, только будучи просвещён Духом Святым; Ангелы ведь знали, что это Святая Святых. Тем не менее введение Девы состоялось, ибо на то была воля Божия. Что для нас удивительно, то для Бога — правда.

— Западные богословы считают, что маленькую Деву Марию не вводили во Святая Святых, ибо такое событие было исторически просто невозможно в те времена.

— Пусть это останется на совести западных богословов. А нам Священное Предание рассказывает об этом чудесном и поистине необыкновенном событии. Запечатлено оно и в богослужебных текстах. Пресвятая Дева в тот момент была освящена Божественной благодатью. Конечно, и само рождение Богородицы было даровано свыше, но вхождение во Святая Святых — это вхождение к Богу.

— Во время этого события вокруг было много людей. Почему первосвященника Захарию никто не остановил? Ведь то, что он совершал, по понятиям иудеев было святотатством?

— Потому что Захария действовал не по собственному почину или внезапному капризу, — Духом Святым ему было указано, что и как делать. Если бы всё было по человеческому произволу — его непременно остановили бы. Кстати, подтверждение всему вышесказанному мы находим в том, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы приходится на начало Рождественского поста, и именно на Введение, во время всенощного бдения, впервые поётся катавасия Рождеству: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите». Я всегда раньше думал: почему это рождественскую катавасию — и вдруг начинают петь с праздника Введения маленькой Девы во храм? Почему, например, не в неделю праотцев или другой праздник?… Да потому, что в этой трёхлетней Дочери человеческой суждено было проявиться сверхсиле Богоматеринства, именно Ей предстояло принять в Себя Святая Святых — Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В кондаке так и поётся: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в Дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть Селение Небесное». Понимаете? Богородица «есть Селение Небесное»! Ибо вместила в себя невместимое, всю вселенную, Самого Бога.

— Значит, Захария знал, Кого он ведёт во Святая Святых; знал, что пред ним Та, Кто родит Спасителя? Он мог бы всем сказать, что Дева — будущая Матерь Божия, и Христа не распяли бы…

— Делать и знать — не одно и то же. Когда что-то свершается в Духе, человек может быть просто проводником Его воли, т.е. Захария в тот момент действовал не своим естеством — он был инструментом в руках Божиих. Он и знает, и не знает одновременно. Вот, например, св.Вонифатий пошёл посмотреть на христианских мучеников и привезти своей госпоже мощи их. Но, увидев мучения подвижников Божиих, сам захотел стать мучеником. Как с ним это произошло? Знал он, что станет мучеником, или не знал? Ведь, отправляясь в дорогу, он в шутку сказал св.Аглаиде: «А что… если моё тело, замученное за Христа, принесут к тебе»? — И таких примеров очень много в нашем Священном Писании. Вот и праведный Захария знал, что он должен сделать, когда и как, знал, что это правда Божия, но не знал зачем — от него сокрыт конечный смысл этого действия и его последствия…
Что касается распятия, иудеи, зная, что у них родится мессия, ждали мессию, который был им нужен, — но по плоти, не по Духу…

— В тропаре говорится, что Пречистая Дева предвозвестила Христа Своим вхождением во храм: «В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает». В чём предвозвещение?

— Введение во храм Богородицы знаменовало будущее восхождение Сына Божиего — Христа Спасителя — на Голгофский жертвенник, Его восхождение ко Кресту, на Котором совершилось таинство искупления человеческого рода, после чего открылись затворённые для людей врата рая. Конечно, ни Захария, ни люди, видевшие вхождение кроткой Агницы во храм, не разумели сокровенного смысла всего совершившегося, но в мире духовном и Ангелы, и духи злобы поднебесной предчувствовали и предощущали многое…

— Какое назидание мы можем извлечь для себя из событий этого церковного праздника?

— Войдя в Святая Святых, Пречистая Дева положила начало приведению к Богу рода человеческого, отступившего от Господа по множеству своих прегрешений. То есть, как писал свт.Димитрий Ростовский, Богородица «есть путеводитель наш в Небесный Иерусалим. Нам остаётся идти по Её указанию… подражать Её примеру, Её добродетелям и таким образом восходить от земли к Небу».

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая