Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера


Православный этикет

КАК ВЗЯТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Обращение к священнику. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем — так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий» или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»!) — либо (как это принято у большинства церковного народа) «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец», или же «отец диакон». Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.
Обращение «благословите!» — это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх — правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит» либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — и кладёт свою правую благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует: мы не священнику руку лобызаем, а Самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас… И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей…
Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника поцеловать его щёку, а затем опять руку.
Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склонённую голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь, перед тем как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением, то есть «креститься на священника». Перед тем как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.
Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству — вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно, совершив общий поклон, сказать: «Благословите, честные отцы». В присутствии правящего архиерея епархии — епископа, архиепископа или митрополита — рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время Литургии, а до неё или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием «благословите» ответить поклоном. Безтактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время — у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более что при прощании благословение священника тоже испрашивается.
Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства — отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем — женщины.
Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т.д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение, — в подобном случае лучше ограничиться лёгким поклоном.
Как обращаться к батюшке — на «вы» или на «ты»? Конечно, к Господу мы обращаемся на «ты» как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на «ты» и по именам, но при посторонних непременно скажут «отец Пётр» или «отец Георгий». Прихожанам же к батюшке всё же уместнее обращаться на «вы». Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и тёплые отношения, что в личном общении вы с ним на «ты», вряд ли стоит делать так при посторонних; в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жёны священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на «вы».
Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане. В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник — иеромонах. К епископу обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.

предыдущая