Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СПРОСИМ У ДЕДУШКИ…

Святитель Феофан Затворник (1815—1894)  из всех русских духовных писателей самый близкий к нам, самый родственный. Его книгу открываешь — и не слова складываешь во фразы, а живой голос автора слышишь: ощущение человеческой речи, льющейся со страниц, невероятно по яркости. Открыл книгу — и заслушался… Мы святых почтительно именуем старцами и недаром говорим, что не всякий старик — старец. А святитель Феофан — он не старец, он дед, дедушка. Мудрый и добрый русский дедушка, который и поучит, и пожалеет, и поругает, и утешит, — и всё с любовью, с родственной заботой. Когда вам одиноко, когда вы потерялись в земной путанице, когда хочется ощутить духовную заботу, — послушайте слова святителя Феофана. Вот хотя бы эти краткие речения:

Кого ни спроси: «Хочешь в рай, в Царство Небесное?» — духом ответит: «Хочу, хочу». Но скажи ему потом: «Ну, так то-то и то-то делай», — и руки опустились. В рай хочется, а потрудиться ради того не всегда достаёт охоты.

Не вдруг становитесь на молитву после домашних хлопот, разговоров и беганий, а немного подготовляйтесь к ней, стараясь наперёд собрать мысли свои и направить их к достодолжному предстоянию пред Богом. Возбудите в себе чувство нужды в молитве, и именно в сей час, ибо другого, может быть, и не будет.

Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

Желание счастья совсем не лишнее слово. Весь свет бьётся из-за него. Надо только так оговорить: желаю, чтобы не прекращалось чувство счастья; а в чём оно — этого решить, чай, не удалось ещё никому. И те, кои всегда живут в Господе, не всегда счастливы. На земле не было его и не бывать ему. Это Бог даст в другом образе бытия. А здесь без хрену и редьки нельзя…

Всякого рода подвиги надо так нести, чтобы про них никто не знал. Подвиг ваш, о коем звонят, есть пустой — гроша не стоит.

Чёрный труд полезен особенно тем, что много сбивает спеси. Чернорабочесть в родстве со смиренным о себе мнением, а белоручество — с высокоумием.

Самое лучшее врачевство для наших немощей — не иметь свободного времени.

Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, суть Богом определённые дела, и исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских.

Заведите тетрадь и записывайте в неё мысли, какие породятся при чтении Евангелия и других книг, в таком порядке: Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что мне надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи! Труд это не большой, а сколько от него пользы!

Надобно все вещи, какие бывают у вас на глазах, перетолковывать в духовном смысле, чтобы, когда смотрите на какую вещь, глаз видел вещь чувственную, а ум созерцал истину духовную. Например, видите вы пятна на белом платье и чувствуете, как неприятно и жалко это встретить. Перетолкуйте это на то, как жалко и неприятно должно быть Господу, Ангелам и святым видеть пятна греховные на душе нашей. Слышите вы, что малые дети, оставшись одни, поднимают беготню, шум и гам. Перетолкуйте это на то, какой поднимается шум и гам в душе нашей, когда отходят от неё внимание к Богу со страхом Божиим. Обоняете вы запах розы или другой какой, и вам приятно, но, попав на течение дурного запаха, вы отвращаетесь и зажимаете нос. Перетолкуйте это так: всякая душа издаёт свой запах, добрая — хороший, страстная — дурной. Ангелы Божии и святые обоняют сей запах и о хорошем радуются, о дурном же скорбят.

Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор. Извольте всё, чем обнаруживала она себя в вас, выяснить и пресечь без раздумываний, как бы благовидно это ни казалось.

Хорошая повесть, выражающая нравственную религиозную идею, впечатлительнее действует, нежели рассуждение о том же. К тому же она учит вводить в порядки обычной у нас жизни требования Христовы, которые сами по себе представляются отвлечёнными, слишком идеальными. Какие-то из журналов наших уже начали печатать такие повести. Но надо помещать только живые повести… тряпок не нужно…

Богослужебные книги надо вновь перевесть, чтобы всё было понятно. Кто только станет вчитываться или вслушиваться, непременно кончает возгласом: «Да что ж это такое!..» Архиереи и иереи не всё слышат, что читается и поётся, сидя в алтаре. Потому не знают, какой мрак в книгах, и это не почему другому, как по причине отжившего век перевода. И надо уяснить перевод. Предлагаю со своей стороны определить вновь перевести богослужебные книги — все.

Еврейской Библии перевод нарекание наносит на Церковь. Против этого нечего сказать. Мы же на том только и будем стоять: зачем внесли в Церковь чужую Библию?.. Надо вам опомниться. Церковь не знает масоретов. Если мы пойдём по их дороге, сдвинемся с основ.

Некрещёных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они же не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!

Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ль апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем вдруг поднялась буря, и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом — словом, всё окружающее может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в её область. Сию минуту жив ты — а кто знает, будешь ли жив в следующую?

предыдущая    следующая