Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СТАРЕЦ

Воспоминания об
о. Иоанне Крестьянкине (†5 февраля 2006 г.).

III
В своих письмах батюшка часто цитировал, а порой вместо своего ответа передавал, пересылал целые тексты прп. Ефрема Сирина, святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова и других подвижников благочестия — и древних, и современных. Вот, например, рекомендованная о.Иоанном молитва о близком человеке, которому мы не знаем, как и чем помочь. Эта молитва была взята из книги Митрополита Антония Сурожского «Молитва и жизнь» (раздел V): «Боже, Ты знаешь всё, и любовь Твоя совершенна; возьми же эту жизнь в Твою руку и сделай то, что я жажду сделать, но не могу».
Батюшка советовал также читать кратенькую молитву:
«Господи! Дай нам силы изменить в нашей жизни то, что мы должны изменить. Господи! Дай нам мужество перенести то, что мы не можем изменить. Господи! Дай нам мудрость, чтобы отличить первое от второго».
Многие батюшкины письма разным лицам уже опубликованы, и по откликам видно, как необходимы они людям, какая идёт от них действенная, животворная помощь. Позвольте предложить некоторые отрывки из писем о.Иоанна, адресованных автору этих воспоминаний. Может, и они пригодятся какой-нибудь ищущей или страждущей душе.
Итак, вот эти дорогие батюшкины строки.
«Всё у нас в жизни идёт своим чередом, идет нормально. Идём, на пути спотыкаемся и иногда падаем, встаём и опять идём. Несём крест, и им возносится душа наша к Богу, как жертва живая. Без пролития крови не бывает прощения, вот и мы проливаем её в сердечной боли о близких, в боли о своих грехах. Таков путь к Богу, таков путь очищения души и возрождения её. И мы от этого пути не откажемся. Всегда помните слова: «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи», — наши искушения и падения, как ни странно, рождают в нас сострадание к людям, понимание происходящего, и они же учат нас оказывать действенную помощь другим. А к Богу-то как они нас приближают и Таинством Покаяния, и осознанием своей слабости и Его силы…»
«…Мы на передовой, волны мути и зла накатываются одна за другой. Но «помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю». …Предаёмся целиком в руки Божии, в Нём наша сила. А я бы никому не советовал что-либо внешнее менять в эти два года, ибо общее смятение не пощадит никого, и догонит, и встретит на новом месте. А сами знаете, чтобы прижиться на новом месте и пустить корни — время надо. А на старом-то покачаемся, покачаемся, да и опять восстанем». Далее батюшка пишет о Митрополите Иоанне (Снычёве): «Спасибо за проповеди — статьи Владыки. Он и сам мне пожаловал то, что было в прессе. Молюсь о нём сейчас усиленно. Мы-то все попискиваем понемногу, и кто нас слышит? А это его выступление — голос Церкви. Многие ощетинятся и оскалятся на него теперь. Но если Бог за нас, то кто против нас? А если падём, то исповедниками и мучениками. Хорошо бы, но не всем даёт Господь это избранничество».
Мне думается, в этом письме батюшка предвидел исповеднический подвиг Митрополита Иоанна.
Позвольте привести ещё некоторые отрывки из писем о.Иоанна:
«Времена настали тяжкие», и это уже апостол возвещал, что будет и уже есть. «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3,2—5). И потому так тяжело, потому каждый шаг — мученичество для тех, кто желает, тянется к жизни в Боге… Дух (лукавый) проник везде, и наша задача не допустить его в своё сердце, и только в этом мы ещё хоть сколько-нибудь, хоть немного вольны. А поэтому давай искать не вовне, а в сердце своём, и там найдём Бога, и жизнь наша преобразится Им. И скажешь словами пророка: «Сокры мя в тайне селения Своего». Знает Господь, как сохранить любящих Его. Сохранит и нас за страдания ради Его. В этом не сомневайся, и этому верь безраздельно».
Очень большое значение о.Иоанн придавал материнскому подвигу. Когда у меня родилась дочка, Батюшка прислал сердечное поздравление и поделился такими размышлениями:
«…Заметь, не случайно попала тебе в руки книга о Иисусовой молитве именно сейчас, когда привычное отходит пред новыми обстоятельствами жизни в прошлое, и в тебе должны пробудиться качества и силы, до сих пор бывшие под спудом. Кажется, что всё, чем жила раньше, отсекается. И всё разнообразие и многообразие интересов должно уступить место смиренной роли матери с кажущимся ограниченным кругом интересов и дел. Но вот это-то и будет, и есть проявление истинного, глубинного, Богом данного богатства женщины — не восхищенного самовольно и потому чаще уродливого проявления её активности и значимости, но истинного Богом благословенного назначения — родительницы и воспитательницы христианской семьи. Сколько надо мудрости, сколько такта и чуткости, от скольких привычных проявлений себя придётся отказаться во имя новых задач. Благослови, Господи! Очень всё это трудно, да ещё в нынешнее время, когда, говоря твоим языком, «мы и так живём ниже всякого допустимого уровня, ниже, чем во все другие времена». И это со счёта не спишешь, и придётся прощать и смиряться, смиряться и прощать — и другим, и себе. Не связывай себя никакими определёнными молитвенными правилами, это породит только расстройство и уныние. Живи свободно и легко памятью Божией, и в этом будет тебе защита, и помощь, и вся жизнь: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, прости! Господи! Слава тебе!» Вот сколько много тебе молитв сразу и на все случаи жизни».
Приведу ещё некоторые, совсем кратенькие высказывания Батюшки из разных его писем:
 «Душу берегите в тайниках».
«Путь к Богу тернист. Но вы идите».
«Божие благословение на творческие труды».
«В отношении работы помолитесь св.мученику Трифону».
«Всё делай с пользой».
«Сердечко не сокрушай, приникни к Богу и Ему доверься».
«Надо поднять много трудов и много молиться».
«Кто приобрёл терпение, тот приобрёл упование».
«Среди бурь и невзгод избранным даётся покой в Боге».
«В последних испытаниях должны пробудиться качества и силы, до сих пор бывшие под спудом».
«Вспомни о долготерпении и безграничной милости Божией. Если и десять праведников обрящутся среди «содома и гоморры», то и тогда пощадит Господь утопающих во грехах. Надо войти в эту десятку. Вот и трудись».
О спасении России: «Возрождение общее может начаться только с возрождения частного (души каждого русского)». «Станьте добрым воином Христовым, защищая то, что для России является теперь единственной её ценностью».
«Давай искать не вовне, а в сердце своём».
«Только за Голгофой может воссиять свет Воскресения».
Таковы лишь некоторые из драгоценных батюшкиных слов. Но батюшка учил не только словами, а всем образом своим, образом своей жизни.
В один из последних моих приездов в обитель мы разговаривали в коридоре у дверей батюшкиной кельи с его келейницей и секретарём Татьяной Сергеевной. Она сказала: «Я ведь с батюшкой вижусь постоянно, вижу его в простой бытовой обстановке. И, казалось бы, в быту, в житейских мелочах человек мог бы проявить какие-нибудь маленькие погрешности, обнаружить простительные слабости. Но я столько лет рядом с батюшкой: нет, и в мелочах он безупречен». Признаюсь, это свидетельство произвело на меня сильное впечатление — пожалуй, большее, чем сообщение о каких-то необыкновенных аскетических подвигах. В той же беседе Татьяна Сергеевна сказала, что о.Иоанн в последнее время по большей части находится уже в ином, небесном мире, и порой, очнувшись, с недоумением спрашивает её: «А где это мы с тобой находимся?» — «В келье архимандрита Иоанна Крестьянкина», — невозмутимо объясняла келейница.
В течение последних лет жизни батюшки я общалась с ним только через переписку. Не скрою: поначалу было непривычно без таких укрепляющих встреч. Бывало, батюшка пошепчет что-то очень важное на ушко, похлопывая слегка своей рукою по моей. Потом мы вместе усердно помолимся. На прощанье он щедро обольёт святой водой, просфор даст на дорогу, масла благоуханного, подарочков всяких, да легонько по голове постучит или приложится к ней лбом для прояснения мыслей. Потом благословит в дорогу — и летишь от него как на крыльях.
Казалось, что без этого уже не прожить. А потом подумалось, что, может быть, батюшкин образ жизни, обусловленный и возрастом, и духовной необходимостью, — это ещё и некоторое указание для всех нас. Молитвенная духовная связь — самая прочная и живая. Теперь уж, видно, не до длинных разговоров, не до частых дружеских застолий. Пришла пора сосредоточенной тишины, укрепления и углубления духа. Кто знает, что ждёт нас впереди. Но в том, что будут серьёзные испытания, — нет сомнения. Поэтому хотелось бы подкрепить всех таким батюшкиным призывом: «Нам надо достигнуть высоты звания русского православного человека». При этом ребром ладони он словно изображал ступени: «Русского… Православного… Человека» — с каждым словом все выше и выше…
…За несколько месяцев до кончины старца я всё же сподобилась побывать в его келье. Слов уже не надо было. Я молча встала на колени. Он долго и внимательно молча смотрел на меня, потом много раз благословил…
Напоследок позвольте всем вам, дорогие братья и сёстры, подарить от Батюшки такие слова отеческого напутствия:
«Божие благословение ещё и ещё, чтобы дух был бодр. Только им и можно пережить грядущее. А тревоги прочь. Трезвитесь, бодрствуйте. С любовью о Господе — архимандрит Иоанн Крестьянкин».
Ольга СОКУРОВА, кандидат искусствоведения, доцент исторического факультета СПбГУ

предыдущая    следующая