Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Истоки

НЕ ВЕРНУТЬСЯ ЛИ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ?

Из выступления московского священноиерея Иоанна Миролюбова — секретаря Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, руководителя Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции — на выставке-ярмарке «Православная Масленица».
Я с большим удовольствием приезжаю в ваш прекрасный город, смотрю на ваши великолепные храмы… Вы можете гордиться ими! Да, Исаакиевский собор, Казанский собор… Но рано или поздно у меня, как у единоверца, всегда возникает вопрос: разве эти соборы хоть чем-то напоминают православные храмы? И вот что в этой связи вспомнилось… Когда русская эмиграция потеряла Россию, когда этим русским людям пришлось молиться не в храмах, а в гаражах, сараях, квартирах — где придётся… Куда в этот момент потянулось их сердце? Что они вспоминали с болью? Казанский собор? Исаакий? Нет… Посмотрите, как они оформляли свои книги, журналы, особенно поздравительные открытки: там не было изображений этих барочных соборов, а были нарисованы деревянные или белокаменные храмы святой Древней Руси. Это потеряли они, это едва не потеряли и мы!
Вот расхожий миф о расколе: была тёмная, дремучая Русь — её обитатели и книг не читали, и переписывать их не умели. Пришли грамотные люди, исправили безчисленные ошибки неграмотных писцов, но дремучие русские человечки всеми силами уцепились за «единые азы»: шли на костры, сами себя сжигали — ну, ненормальные, что с них взять!..
Не знаю, как кто, а я уважаю своих предков. Я верю, что ими двигал не дремучий фанатизм, а нечто иное. Что же? Мы поймём это, если вглядимся в результаты никоновских реформ. Выражаясь научным языком, в XVII веке произошла смена культурных парадигм, или, как говорил в своё время наш Патриарх Кирилл, это была попытка поставить развитие русского народа на иной цивилизационный код. Была сделана попытка поставить нашу Церковь на путь западничества и расцерковления. В итоге мы получили Синод, мы получили Церковь, зависимую от государства, жёсткое разделение общества на сословия и многое, многое другое — вплоть до Октябрьской революции и далее. К счастью, этот сценарий не был принят на все сто процентов, а иначе сегодня мы не видели бы того, что видим: Россия потихоньку возвращается к своим духовным истокам, к своей генетической памяти. С какой радостью я смотрел на ваш Новодевичий монастырь, на Софийский собор в Пушкине: древнерусская эстетика не может не вернуться к русским людям.
Часто спрашивают: кто же всё-таки устроил раскол? Я всегда отвечаю так: царь Алексей Михайлович. У него была идея объединить все православные народы в единое царство, а для этого нужно было привести русское Православие в некую унифицированную форму. Никон с жаром принял царскую идею: ему очень хотелось стать всеправославным Патриархом, а потом и царя подмять под себя — ведь он утверждал, что «священство выше царства». Как можно назвать такую позицию? Увы, это папизм, настоящий папизм. Я знаю, что у Никона ныне есть круг восторженных почитателей, — я не могу понять этих людей. Безусловно, Патриарх Никон — необыкновенно талантливая, необыкновенно притягательная личность. Но сама идея реформ — это была не его идея: он был инструментом в руках царя, он был нужен, пока дело не совершилось, пока оно не стало необратимым. Но вот книги напечатаны, первые протесты задавлены, многие оппоненты казнены… И Никон больше не нужен! Ни один царь не потерпит Патриарха с таким властным и самоуправным характером.
Никона хотят представить аскетом… Странно! Почитайте литературу повнимательней: сохранились прошения Никона к царю, которые он слал из ссылки. Там никаким аскетизмом и не пахнет!.. И если мы всмотримся в его фигуру, то увидим, что Никон был человеком горизонтальных взглядов. Понимаете? Есть вертикальное богословие, и есть горизонтальное. Я готов согласиться с Никоном, что священство выше царства: ведь кто ставит царей? у кого они исповедуются? кто прощает им грехи? кто наставляет их, кто их духовный отец? Но это — вертикальное богословие, вертикальный взгляд на вещи. А горизонтальный, никоновский, взгляд таков: «У царя дворец в три этажа? Столько-то слуг? Такая-то еда? А у меня будет четыре этажа, и слуг вдвое больше, и еда ещё изысканней». На этом Никон и споткнулся — так нельзя понимать Церковь. Впрочем, эта беда ещё не изжита…
И всё-таки я подчёркиваю: ни старообрядцев, ни новообрядцев ни в коем случае нельзя называть еретиками. Можно не соглашаться с тою или иною редакцией богослужебных текстов, но ереси в себе они не несут. Много спорят о погружательном и обливательном крещении. Люди, которых крестили обливанием, порою воображают, что их и крещёными-то нельзя назвать, просят, чтобы их «окрестили по-настоящему». Это излишне. Да, я бы посоветовал — и глубоко убеждён в своей правоте — во всех православных храмах крестить только погружением. И не я один, поверьте: многие наши Патриархи об этом писали, были и воззвания, и приказы… К сожалению, приказы эти не всегда выполняются, а выполнить их можно всегда и везде. Видимо, пока не будут наказывать за обливание, наши перспективы в союзе со старообрядцами останутся призрачными. Но, с другой стороны, окрестили вас обливанием — ну и слава Богу! Вы знаете, сколько подвижников Русской Церкви были (по разным причинам) крещены обливанием? Весьма большое количество. Что касается святых — выходцев из Малороссии, то среди них «обливанцев» большинство. Выходит, мы теперь должны их деканонизировать? Об этом и говорить грешно. Вопрос нужно ставить только так: впредь крестить как положено. Но и понимать при этом: благодать Божия не может быть ограничена внешними средствами.
Вот ещё один часто задаваемый вопрос: можно ли поминать умерших родственников, которые при жизни придерживались поморского обряда? (Как известно, поморцы не имеют священников, а, соответственно, и в таинствах не участвуют…) Определённого ответа на этот вопрос нет. Готовится некий документ на сей счёт — видимо, он будет фиксировать такую возможность. А пока всё зависит от конкретного священника, и тут наблюдается полный разнобой. К тому же надо видеть разницу между панихидой и проскомидией: на проскомидии можно поминать только членов Церкви. Впрочем, в реальной жизни всё зависит от архиерея. В тех краях, где старообрядцев много, такой вопрос даже не возникает: там практика поминания их сложилась столетиями. Но в других епархиях священник может и отказаться поминать вашего родственника, и, строго говоря, он имеет на то основания. Но имейте в виду: мы в наших единоверческих приходах старообрядцев поминаем — нам с самого начала было дано такое право и благословение.
Так можно ли Русской Православной Церкви вернуться к старообрядчеству? Я бы не стал так вопрос ставить, хотя я и сам из старообрядцев. Мне очень нравится старина, и я знаю, что человек не заслуживает уважения, если его не интересует прошлое своего народа, своей Церкви. Для того и существует история: невозможно понять, как жить дальше, не зная того, что было вчера. Существует старый чин — это наше сокровище, его следует хранить как зеницу ока… Но когда вопрос идёт о самих старообрядцах, всё оказывается не таким уж простым. Взять бы и соединиться, как с зарубежниками!.. И действительно: ведётся диалог со старообрядцами, постепенно мы решаем некоторые вопросы… Но общая установка у них однозначна: «Только мы правы, и пока все не вернутся к нашему обряду, никакого соединения быть не может». Я не могу сказать, что это правильно. Всё, что происходило в Русской Церкви после раскола, тоже происходило под действием Духа Святаго, и никак нельзя думать иначе. Всё ли происходило хорошо? Нет, конечно. Всё ли достойно того, чтобы сохраниться в наше время? Нет, конечно. В чём-то мы возвращаемся к старине. Вот, например, сейчас в Петербурге строятся храмы по древним канонам. Но вернуться назад в ту же воду никому ещё не удавалось.
Нам сейчас нужно искать точки соприкосновения. Современное общество бросает и нам, и старообрядцам одни и те же вызовы. Мы, например, хотим, чтобы наши дети росли нормальными, чтобы они выросли людьми, которым дороги понятия о чести, о совести, о долге, чтобы они оставались психически и физически здоровыми. А что, старообрядцы считают иначе? Отечество-то у нас одно. И мiр, в котором мы живём, один и тот же. История тоже одна. Приходится идти рука об руку — хочется это кому-то или нет. И я не знаю, можно ли говорить о полном слиянии, но о дружеском, братском сотрудничестве говорить и можно, и должно!

предыдущая    следующая