Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Торжество Православия

БОГ НАРОДА КИКУЙЮ — ХРИСТОС

Появившись на кенийской земле лишь несколько десятилетий назад, Африканская Православная Церковь стремительно развивается. Православные храмы, олицетворяющие просвещение, молитву, помощь нуждающимся и школьное образование, становятся в сельской местности Африки центром жизни. Сегодня у нас в гостях кенийский священник о.Филипп ГАТАРИ и переводчик Денис Маханько, с которыми мы встретились на Зимней православной выставке, организованной творческим объединением «Духовное наследие».
О.Филипп: — Я принял Крещение маленьким мальчиком, а повзрослев, пять лет изучал богословие в Румынии. Когда вернулся в Кению, был рукоположен во священника. Это был 1999 год, и я сначала преподавал в школе — как видите, очень скромное начало, — потом стал служить в церкви. У меня ничего не было. Пришлось самому обустраивать храм и собирать паству. Сейчас в моём приходе 300 человек, правда, активных членов общины наберётся только сотня… Знаете, вам в России очень повезло — у вас протестанты не имеют такой власти, как у нас: весь юг Кении — протестантский. Но наши проповедники стараются распространить Православие на всю страну. Сегодня в Кении примерно 620 тысяч православных мирян (всего в Кении проживает 288 млн), 260 священников и один епископ — Митрополит Макарий. В округе Ниери в центральной Кении служат 14 православных батюшек — все коренные жители, закончившие Православную семинарию в столице страны Найроби. Старейший священник округа протоиерей Пётр служит с 1970 года и является духовником всех окрестных храмов. Он служит в приспособленном под храм сарае на окраине г.Каратина.
— Доводилось ли вам служить в русском православном храме с русскими священниками?
— Я впервые в России, и сначала увидел её с неба, из иллюминатора самолёта, — прекрасную, безкрайнюю страну. По прилёте служил Литургию в Москве. Православные богослужения везде одинаковы, и даже если вы не знаете языка, поймёте суть богослужения. Ведь если вы произносите слова молитвы «Отче наш…» на русском языке, вы поймёте её и на английском, и на моём родном языке — кикуйю. Так и я, хотя не знаю русского языка, чувствовал себя своим и легко следил за ходом Литургии — мне помогали русские батюшки, и у меня была книга, в которой расписано всё богослужение на английском, греческом, сербском и русском языках. Я причастился в русском храме и ощутил себя близким вам во Христе. Это тёплое чувство духовного родства увезу с собою в Кению и буду рассказывать о далёкой, но такой близкой России своим братьям.
— А в каких богов верили ваши предки?
— Я из племени кикуйю. Мои предки верили в бога, который живёт на вершине горы Кении. Бог сотворил первого человека по имени Кикуйю и женщину по имени Моби. По нашей вере женщины ближе Создателю, чем мужчины, потому что именно они рожают детей, носят их во чреве девять месяцев, вскармливают своим молоком и ухаживают, пока есть силы. Даже если ребёнку 100 лет, а матери — 120, он для неё всё равно дитя… Так вот, у первых людей родилось девять сыновей. Тогда кикуйю спросили бога: «Что же нам делать? Как продолжить свой род?» Бог дал им фиговое дерево, и когда на следующее утро кикуйю проснулись — увидели девять прекрасных женщин и женились на них. С тех пор мы и ведём свой род по имени женщины-матери.
Теперь мы знаем: Бог живёт не на горе, а на Небесах.
— В Кении есть священное животное? В Индии, например, корова.
— Мы никогда не поклонялись зверям и не общаемся с людьми, которые поклоняются зверобогам. Даже племя масаи, которое старше кикуйю, очень почитают овцу, козу, корову, но не поклоняются им! Также верблюд очень ценен для людей, живущих в пустыне, но и ему не поклоняются! Правда, в Кении есть сатанинские культы, которые используют животных в своих ритуалах…
— Как проходит служба в кенийском православном храме?
Д.Маханько: — Кенийские священники и прихожане строго следуют правилам, заведённым Церковью, скрупулезно соблюдают чинопоследование богослужения. Всё благоговейно, пристойно. Причём в Кении принято ходить в церковь всей семьёй — от стариков до младенцев. Но вот служба заканчивается, верующие причастились… и дальнейшее действо становится весьма своеобразным — настаёт время для африканского народного творчества, вплетённого в церковное богослужение. Барабаны, трещотки, бубны — традиционные музыкальные инструменты Африки — всё начинает звенеть, стучать. Тексты, открывающие смысл сегодняшнего православного праздника, запевалы придумывают на ходу, им вторит весь храм (во время богослужения также поют все прихожане, церковного хора у них нет), и начинается танец, в который вовлекаются все присутствующие. Так они вовлекли в танец о.Филиппа и меня…
Как такое допустимо? Исторически сложилось так, что Африка немало пострадала от колонизаторов, которые пытались уничтожить африканскую культуру. И вот в 20—30-х годах века минувшего кикуйю начали задумываться о том, как бы найти такую веру, которая была бы христианской (они понимали, благодаря миссионерам, что нужно верить во Христа), но не была бы связана с колониальными войнами. И чудесным образом Господь их направил в Православную Церковь. В 1930-х годах по приглашению лидеров кикуйю в Кении появляется православный епископ из Южной Африки Александр Даниил — бывший чернокожий англиканский священнослужитель. Он основывает первые церкви, обучает людей Православию, рукополагает священников. В 1946 году православные кенийцы были приняты под омофор Александрийского Патриархата. Греки не запрещали использование в богослужении народных элементов, и это привлекло кенийцев. Согласно греческой традиции, кенийцы исповедуются не чаще одного раза в месяц специально назначенному для этого священнику. В 1950-х годах Православная Церковь Кении оказалась под запретом: английские власти отождествляли Православие с национально-освободительным движением мао-мао, но Христова Церковь победила. Богослужение ныне ведётся на трёх языках — английском, межплеменном языке суахили и языке проживающего в данной местности племени, а всего племён 42! Священник пользуется двумя богослужебными книгами; та, что на языке племени, — рукописная. Печатные книги стоят дорого.
— В честь какого святого освящён храм, где служит о.Филипп? Какие в храме имеются святыни: чудотворные иконы, св.мощи?
Д.Маханько: — Храм освящён в честь св.Антония Великого — родоначальника монашества. Я видел более десятка храмов в центральной Кении, и, несмотря на всю их внешнюю непохожесть на греческие или русские храмы, они посвящены нашим любимым святым — св.Пантелеимону, св.Георгию Победоносцу, Свт.Николаю Мирликийскому… Есть храм Воскресения Христова… И когда кикуйю приглашали: «Пойдём в Никольский или в Пантелеимоновский храм…» — я чувствовал себя как дома. Что касается святынь… Кенийские христиане живут аскетично, и всё достояние храма — то, что необходимо для богослужения, и, может быть, две-три иконы, чаще бумажные. Кое-где — и меня это искренне потрясло, проняло до слёз — верующие украшают храмы разноцветной бумагой, чтобы красиво было. В храмах побогаче вешают гирлянды… Не хватает даже нательных крестиков… Богослужебное облачение — невероятная роскошь, оно выдаётся священнику при рукоположении на 15 лет. Когда риза совсем ветшает, священник обращается к митрополиту с просьбой о замене. Стихари для алтарников перешиваются и передаются по наследству. Для кипячения воды в храмах, как в древние времена, используют раскалённые угли. Вот картинка из жизни кенийцев, чтобы было понятно… Во время воскресной Литургии я обратил внимание, что в храме много розеток и в каждой заряжается мобильник: у большинства прихожан дома нет электричества. И в школе, которую в посёлке Ишамара построили о.Филипп (он же директор школы) и прихожане храма св.Антония Великого, тоже нет электричества… Но при всей бедности кенийцы настолько тверды в вере, что просто диву даёшься.
О.Филипп: — В Кении те же проблемы, что и везде. Люди страдают от безработицы и возвращаются в деревни, к земле. Мы — страна аграрная, экспортируем кофе, чай, консервированные ананасы, волокно из листьев агавы — сизаль… Мои прихожане выращивают кофе, держат коров. Но не пьют сами молоко, а продают. Некоторые занимаются предпринимательством, чтобы принести своим детям хоть что-то покушать. Но когда я прошу, они отдают всё, что у них есть. Благодаря этим деньгам мы построили и содержим церковь и школу. Ведь когда я в первый раз зашёл в церковь, настоятелем которой был назначен, в ней не было даже пола — просто земля, не было электричества. В нашей церковной школе мы кормим учеников обедами, поскольку уроки длятся с раннего утра до вечера, а многие ученики живут за 10 км от школы. Пищу готовим на земле, как и 300 лет назад. На перемене один из учителей, взяв в руки мотыгу, идёт ковыряться на школьном огороде. Кто-то из учеников бежит кормить всеобщую любимицу — школьную корову: чай с молоком в Кении — национальный напиток. Церковь же платит зарплату учителям и обезпечивает детей учебниками. Мы всё делаем вместе. На гербе Кении начертано слово Harambee — то есть Вместе, всем миром, сообща. Этому девизу подчинена и жизнь Православной Церкви.
Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая