Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

В ХРАМЕ БОЖИИ ЯСНО ДЕВА ЯВЛЯЕТСЯ

Введение во храм Пресвятой Богородицы — последний из великих праздников перед Рождеством Христовым. Но почему частному событию из раннего детства Приснодевы Церковь посвящает один из своих двунадесятых праздников? Ведь чествуя это событие, Церковь ставит его вровень с событиями вселенской важности — Рождением, Крещением, Вознесением Самого Спасителя! На этот вопрос отвечают священники СПб епархии: благочинный Красносельского округа, настоятель храма прмч.Андрея Критского протоиерей Валерий ШВЕЦОВ, настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос. Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН, настоятель храма вмц.Варвары в пос.Рахья иерей Илия АМБАРЦУМОВ.
О.Валерий Швецов: — Есть праздники, смысл которых не в факте случившегося, а в их глубоком внутреннем содержании. Чем важен для нас праздник Введения? Тем, что уже во младенчестве Богородица вступила в глубину Богообщения, молитвы и духовной чистоты, тем самым указывая нам путь от земли на Небо. Ведь человек должен всю жизнь работать над собой — совершенствуя душу, взыскуя Царствия Божия, то есть должен уподобиться Богу, ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Ученики-апостолы смогли этого достичь в зрелом возрасте, а Богородица — в 3,5 года, потому-то Она — «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Вхождение Богородицы в Святая Святых означает, что в ветхозаветный храм вошёл Священный Кивот Нового Завета, Одушевлённый Храм Спаса — Та, Которая примет в Себя Спасителя. Вот что мы празднуем!
— Западные богословы сомневаются, что было вхождение Богородицы в Святая Святых. В Святая Святых имел право входить только первосвященник и только один раз в год. Но ведь Святое Предание в подробностях доносит, как это происходило!
О.Валерий: — Да, св.Феофилакт Болгарский так описывает это событие: «Вот выводится Она из отеческого дома со славою, при всеобщем рукоплескании Её выхождению; родителям Её последовали родственники, соседи, все, кто любил их; отцы сорадовались отцу, матери сорадовались матери; отроковицы и девы со свечами в руках предшествовали Богоотроковице. Весь Иерусалим, как некоторый звёздный круг, сияющий с луною, собрался смотреть эти небывалые проводы и видеть трёхлетнюю Отроковицу, окружённую такою славою…» И мы верим в это, ибо вера наша велика. Конечно, то, что первосвященник Захария ввёл маленькую Деву Марию в Святая Святых, — событие необычнейшее, которое не имело никаких оснований в ветхозаветной религиозности. А то, что Приснодева получила разрешение молиться в Святилище, вообще трудно понять. Почему Захария дерзнул это сделать? Он был глубоко верующим человеком, ожидал Мессию, поэтому Господь и избрал его Своим орудием, дав ему дерзновение ввести Отроковицу Марию в Святилище, дабы исполнить Свой замысел о Матери Божией. Пребывание Богородицы в Святая Святых было освящено Духом Святым, и в церковных песнопениях свидетельствуется о явлении Приснодеве Ангелов с небесною пищей. И недаром ещё у древних христиан существовал праздник посвящения Девы Марии Господу. А царица Константинопольская равноапостольная Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
О.Игорь: — Напрямую этот праздник на нашу жизнь как будто не влияет. Но именно сейчас заново происходит введение во храм нашего народа, мы переживаем религиозное возрождение, понимая, что находимся ещё в младенческом состоянии в вере. Слава Богу, Россия осознаёт себя православной страной, и ныне у нас есть возможность избежать ошибок, допущенных в церковной жизни предыдущими поколениями. Я говорю о революции. Другая опасность заключается в том, чтобы не впасть в обрядовую форму веры. Нам надо войти во Святая Святых и там встретиться с Богом.
Вызывают чувство благоговения родители Пресвятой Богородицы — свв.Иоаким и Анна. Пречистая — плод их молитвы и непоколебимого доверия к Богу. Доживя до старости, претерпев оскорбления — отсутствие детей воспринималось в те времена как знак неблаговоления Божия, — они не сомневались, что Господь может благословить их ребёнком, не укоряли Бога в несправедливости, не отчаивались. Поэтому проповедники в этот день говорят прихожанам: «Если вы хотите иметь детей достойных — вот как надо их вымаливать, вот как надо верить Богу». Родители Приснодевы исполнили свой обет: с великой радостью отдали Её Господу! А ведь, казалось бы, родив долгожданное Дитя, им захочется утешения от этого Ребёнка — радоваться, ласкать, наблюдать, как Он растёт, наслаждаться Его чистой любовью, трогательной беззащитностью. Но они добровольно лишают себя всего этого. Потому что этот Ребёнок — дар Божий, и Он принадлежит Господу.
А сейчас многие родители не думают о спасении своих детей, случается, ещё и противоборствуют: «В церковь идёшь? Зачем тебе это надо?» А уж коли в монастырь собралась — вообще трагедия. А вот блуд мало кого страшит: «А что? живём как все…» Иные рассуждают: «Вот выйдем на пенсию, будет время грехи отмолить». А будет ли время? И даст ли Господь дожить до пенсии? Да и хорошо ли это — дарить Господу увядшие цветы?! Куда полезнее было бы девушке прежде замужества пожить немного при монастыре — в подражание Пречистой — или поработать в сестричестве, научиться послушанию, незлобию, труду, благочестию и смирению. Да и юноше это не помешало бы.
Мы должны стараться уподобиться Приснодеве, подражать Её жизни в Церкви. Как? А посмотрите, чему Её учили в храме. Богородица занималась рукоделием и изучала Священное Писание, удалялась в Святая Святых и там Одна оставалась с Богом и молилась. Поэтому ветхозаветный Иерусалимский храм — это прообраз христианского храма. Но там, где у иудеев было Святая Святых, — у нас алтарь, там, где стояли верные, теперь храмовая часть. То есть мы стали ещё ближе к Богу. И если в Святая Святых входил раз в год первосвященник, у нас в алтарь имеют право входить все церковнослужители, и для прихожан он открывается — мы можем его видеть и словно присутствовать в нём.
Теперь вспомним, к чему привело Пречистую глубокое общение с Богом. Она посвящает жизнь Свою служению Богу и отказывается от брака, ибо семейные обязанности, дети, муж, хозяйство… могут лишить Её того, что Она обрела, живя более десяти лет в храме. В итоге Богородица получает семью: обручника — образ мужа и детей, уже бывших в семье Иосифа, которым надо служить, и Сама рожает Богомладенца, становится Матерью. Но это совершенно другая Мать, совершенно другая Жена. Внешне Она занимается тем же, что и все женщины, но Ею по-иному переживаются те же обстоятельства жизни. Так и мы, если начинаем служить Богу, — обстоятельства нашей жизни, не меняясь, наполняются новым содержанием. Вот чем ценен для нас образ Введения во храм.
О.Илия: — Слова тропаря праздника благовествуют: «Сегодня предвестие милости Божией и проповедь о спасении людей. В храм Божий торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей торжественно воскликнем: «Радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя». В церковной песни говорится, что Пречистая Дева предвозвестила Христа Своим вхождением во храм. Вот Она делает первый шаг — и ликуют Ангелы  и лютуют бесы. Обитатели мира духовного не знали всего плана нашего спасения, но предчувствовали и предощущали многое… Если бы возможно было, то бесы обрушились бы в тот момент на беззащитную Отроковицу, но кроткая Агница идёт — и сила тьмы умаляется. Восхождение завершается, и… случается невероятное: первосвященник Захария вводит Деву Марию не просто в храм, а во Святая Святых Иерусалимского храма. А чем являлось Святая Святых в ветхозаветные времена? Это отблеск утраченного Рая, единственное в своём роде место на земле, — место встречи Бога и человека. Там, во Святая Святых, первосвященник один раз в году молился об избранном народе пред лицом Господа. И вот в это святилище вводится Дева, строгий вековой запрет нарушается, ибо Богом был этот запрет наложен, Богом он и был снят ради будущей Богородицы. Не противозаконно, но со славою вводит во святилище смертный первосвященник будущую Мать Первосвященника вечного. Вхождение Девы во храм настолько переменило Её дальнейшую судьбу, что его можно смело назвать Её вторым рождением, — рождением для новой жизни, посвящённой Богу. Десять лет Пресвятая Дева пребывала при храме, молилась, трудилась, беседовала с Ангелами. Так готовила Она Себя — Чистейший Сосуд — для принятия Христа Спасителя, готовилась стать Матерью Самого Бога.
Восхождение по ступеням и вхождение во Святая Святых Отроковицы — предвестник будущего голгофского восхождения Спасителя на Крест, на Котором совершилось Таинство искупления человеческого рода. А Её вхождение в Святая Святых проображало собою то, что Спаситель откроет людям затворённые врата Рая, введёт человечество в Небесное Святая Святых — в Царствие Божие.
И мы с вами всю свою жизнь преодолеваем эти ступени, которые символизируют нашу победу над каким-либо грехом. И тех христиан, которые по милости Божией проходят все эти ступени, встречает Первосвященник будущих благ — Иисус Христос — и вводит в храм любви Божией, в обитель спасения.
Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая