Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Никуда не деться!

ОДНАЖДЫ РЕКЛАМА ИСЧЕЗНЕТ…

В старом фильме Ролана Быкова «Айболит-66» есть такой замечательный диалог — Айболит пытается перевоспитать Бармалея:
— Человек должен стремиться к добру!
— К добру?! — радостно восклицает Бармалей. — Так у меня вон сколько всякого добра! — и вываливает перед доктором свои богатства.
— Какое же это добро? — презрительно отворачивается Айболит. — Это барахло!
— Ну и что ж, что барахло?.. — не сдаётся разбойник. — Каждый хочет прибарахлиться!..
Мы живём в эпоху победившего Бармалея: добро нынче накрепко связано с барахлом, а «бабло побеждает зло» (такие лозунги пишут сейчас на майках).
…Особенно поражает меня реклама «Возьми от жизни всё!» Подумать только: возьми всё, на меньшее не соглашайся! Вот размах! Вот масштаб! Вот щедрость души! И в подтверждение своей вселенской щедрости с рекламных постеров вам протягивают… крохотную баночку газировки бурого цвета. О, какой дурной анекдот!..
Но если задуматься, ничего анекдотического тут нет. Таков порядок вещей на планете Реклама: здесь несколько глотков сладенькой бурды поистине равны по ценности всему миру. Баночка газировки способна осчастливить на всю жизнь. Купи пару драных порток — и ты баловень судьбы! Зайди в нашу лавочку — и обитатели рая будут вечно завидовать тебе! Ну, а если речь идёт о чём-то более внушительном, чем шоколадки, лимонад и сигареты, если реклама возвышается до автомобилей, особняков и яхт, то тут у неё начинает заплетаться язык от восторга и слоганы становятся похожими на вопли пьяных обезьян.
Говоря по совести, разглядывать рекламу стыдно. Стыдно смотреть на её героев, сияющих от счастья перед каким-то жалким барахлишком. Стыдно смотреть на толпу маньяков, которые, дико выпучив глаза, бросают все свои занятия и мчатся пить какой-то там химический кофе из пакетиков. Разумеется, никто из телезрителей не верит в то, что бульонные кубики способны сплотить семью и стать эквивалентом любви, — но стыдно даже просто смотреть на эту гастрономическую идиллию, неловко как-то, недостойно…
Впрочем, разрушение понятия «стыд» является одной из главных задач нынешних хозяев мира.
Кстати, для тех, кто считает, будто реклама — неизбежный спутник торговли, напомню, что в былые времена в Европе (в Средние века и позже — вплоть до века XVIII) правилом хорошего тона среди крупных купцов считалось не бахвалиться своим товаром и даже делать вид, что он торгует с неохотой, вынужденно, подчиняясь обстоятельствам.
Но, конечно, только самые наивные и недалёкие люди могут считать, что современная реклама предназначена для продвижения товаров на рынке. Товары и торговля в современной рекламе — дело десятое. Главное же — идеология, пропаганда, агитация, воспитание масс в нужном русле, вообще промывка мозгов, создание в народном сознании нужных власти установок.
Мы уже говорили о войне, объявленной чувству стыда. Одно из главных орудий в этой войне — реклама. Процентов восемьдесят всей рекламной продукции подпадает под понятие «скрытая порнография» (то есть такая порнография, которую за руку не схватишь, но… всем же всё понятно…). Скрытая порнография делает людей терпимей к порнографии открытой, а следовательно, и вообще к блуду во всех его проявлениях. Скрытая порнография делает нормой агрессивную сексуальность у девушек, она говорит им, что секс — это та отмычка, которая откроет перед ними все двери. Юношам она говорит о том, что секс — это главная и по сути единственная ценность в жизни: что ни делается людьми, делается в конечном счёте для секса.
Но не только в пропаганде блуда дело… Разве не безстыдство — завлекать людей успехом и достатком, если при существующем режиме никакой успех и достаток невозможен без преступления? Разве не безстыдство рекламировать еду голодным и красивую одежду вечным клиентам секонд-хэнда? Может быть, в «обществе равных возможностей» такая реклама звучала бы иначе, но разве в нашем нынешнем обществе возможности равны? Простите, но у нас это выглядит так: вор украл у людей последнее и теперь дразнит жертву своею добычей: «Было ваше — стало наше!»
Подобное безстыдство развращает не хуже любой порнографии. Но хозяевам мало! Им мало всецелого развращения народа, им нужно развращать народ и по каждой позиции отдельно.
Взгляните, как сегодня рекламирует себя известная сеть продуктовых лавок: взгляните на этого клоуна в женской одежде! Взгляните и скажите: какая связь между этой безстыжей физиономией и тем, что она по идее должна пропагандировать? Невольно приходит в голову мысль, что здесь рекламируются вовсе не продукты, — до продуктов создателям рекламы никакого дела нет! Тут важно другое: нужно, чтобы широкие массы свыклись с жутковатым образом на постерах, чтобы он перестал их шокировать, чтобы они восприняли этого клоуна и всех ему подобных как должное. Вот в чём цель-то! А вы говорите: двигатель торговли…
А какое отношение к торговле имели плакаты (не помню уж, что они там рекламировали) с надписью: «Прощай, немытая Россия» — и огромной свиньёй в центре?
Современные рекламисты заинтересованы в продвижении товара только в том случае, если этот товар — водка, курево, энергетики и т.п. Только в этом случае мы имеем дело с нормальной торговой рекламой: показать товар лицом, сделать его максимально привлекательным в глазах потребителя… Чтобы бедолага, пытающийся бросить пить, забыл про всё и побежал за бутылкой.
Во всех остальных случаях рекламируемый товар служит только прикрытием для очередной идеологемы, которую нужно ввинтить нам в мозги. Чаще всего это — космополитизм. Редкая реклама не показывает вавилонское смешение всех рас и цветов кожи: все равны перед идолом Безграничного Потребления! Какая разница, кто жуёт шоколадный батончик — негр или азиат? Лишь бы жевал активнее…
Главный принцип рекламы — быть понятной любому дураку. В результате дуракам всё становится понятно, а умные раз за разом, от слогана к слогану тупеют. Ничего не поделаешь: капля камень точит — от одной рекламы никто ума не лишится, но если изо дня в день, по нескольку раз, настырно, повелительно, безапелляционно… Это в конце концов повлияет на ваш образ мышления, на способность выстраивать логические связи, на направленность мысли, наконец… А стихотворная реклама!.. Как стремительно вянут уши от этих виршей! И ведь уши имеют свойство вянуть, но не имеют свойства расцветать. Погубленный вкус не воскресишь… И тот, кто считает, что вкус — дело маловажное, тот ничего не понимает в проблемах культуры…
В годы перестройки все дружно возмущались советскими лозунгами: «Понавешано везде!.. Мозги промывают!.. Насилуют сознание!..» А тогдашние лозунги (если вы помните) учили любить свой народ, свою Родину, призывали самоотверженно работать на благо ближних, утверждали братское единство всех социальных слоёв общества… Были призывы к братству народов, но именно к братству, а не к инцесту, — к дружбе, а не к смешению. Что вы там вспомнили? «Партия — наш рулевой»? Что ж: государство — корабль, без рулевого ему нельзя. А если рулевой будет за плату позволять подержаться за штурвал всякому пьяному пассажиру, то оно и выйдет то, что вышло. Господи, как же мы сейчас действительно нуждаемся в подлинной промывке наших загаженных мозгов, в очищении сознания от всей этой тошнотворной, липкой пакости Нового Мира!..
…Одно время повсюду, где только можно (а пуще всего там, где нельзя), писали: «Здесь могла бы быть ваша реклама!». А мне представляется иная картина. Я вижу берег моря… Или поляну в лесу… Красивую улицу в старинном городе… Да взять хотя бы наш Петербург: Медный всадник, Исаакиевский собор, Ростральные колонны… И повсюду, повсюду — огромные плакаты: «КАКОЕ СЧАСТЬЕ, ЧТО ЗДЕСЬ НЕТ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ!»
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая