Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

2 июня — Вознесение Господне

«ОТКРЫВАЙТЕ ОТКРЫТОЕ, ОТПИРАЙТЕ НЕЗАПЕРТОЕ»

По Воскресении Своём Господь Бог наш Иисус Христос явил Себя апостолам живым, а спустя сорок дней вывел их вон из города до Вифании, благословил, подняв руки Свои, и стал отдаляться от них и возноситься на Небо (Лк.24,50—51). Это произошло на Масличной горе (Елеон). Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе стоит на месте равнинном, но впечатление будто на взгорке: так светло и радостно царит он над окружающей местностью.
Подходишь к храму — и не верится, что ещё несколько лет назад царила здесь мерзость запустения. Благочинный Царскосельского благочиния, настоятель Софийского собора о.Геннадий Зверев после первой Божественной литургии в восстановленном храме сказал прихожанам: «История этого храма — отражение того, что произошло с нашим народом, Церковью и страной. И это никогда не должно быть забыто. Дай Бог, чтобы это не повторилось, чтобы Россия больше не пошла по пути диавольскому, который ведёт к разрушению». Кажется, как много сделано! Но при мысли, сколько предстоит ещё трудов, испытываешь невольный трепет: где взять силы? Батюшка отвечает на такие вопросы неизменно: «В вере и молитве обретаются силы и упорство».
А я помню, как праздновали впервые престольный праздник в соборе, после того как он открылся. Чистота только вокруг храма — прихожане постарались, а дальше — грязь непролазная. Дождь накануне прошёл. Я старательно отираю грязь с обуви о траву, а рядом со мной молодая женщина разувается и разувает своих белокурых детишек. И тут же, у деревянного крыльца храма, все они надевают чистые туфли и ботинки, которые мать вытаскивает из сумки, приговаривая: «Нехорошо в церковь грязь нести…»
Закончилась служба, а праздник остался. Ещё один день общей молитвы, общей радости, общения с нашим воскресшим, вознесшимся на Небеса и сидящим одесную Отца Господом Иисусом Христом. В чём же сокровенный смысл Вознесения Господня? Воскреснув, Господь принадлежал уже не столько земле, сколько Небу. Вознесение Господне завершает и венчает его земное служение. Теперь Сыну Божию надлежало войти в славу Свою, которую Он имел «прежде даже мир не бысть». Христос, «принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр.10,12). «Смертию смерть поправ» и тем самым дав каждому человеку возможность воскреснуть во славе, обрести вечную жизнь, Спаситель в Своём лице вознёс человека, включая даже его тело, в Царствие Небесное. Сделал человеческую природу способной к принятию Духа Святого, «которого имели принять верующие в Него; ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7,39). Он сказал ученикам Своим, что теперь идёт к Пославшему Его, ибо если Он не пойдёт, то не сможет послать к ним Утешителя. То есть Вознесение подготавливает Пятидесятницу, пролагая путь к схождению в мир Духа Утешителя, к созданию на земле Церкви Христовой. Христос, «восшед на высоту… дал дары человекам» (Еф.4,8). Одних поставил апостолами, других — пророками, иных — евангелистами, пастырями, учителями… И приуготовил место для Своих верных: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам» (Ин.14,2). Но, празднуя Вознесение Господне, нам надобно помнить, что для того чтобы достичь уготовляемых нам Господом вечных обителей, мы сами должны стараться быть обителями Святого Духа. В этот день мы должны воспарить духом над обычной жизнью, греховными помыслами, пустыми мечтаниями, себялюбием.
В Откровении св.Иоанна Богослова, описывающего новый, сходящий от Бога с Неба Иерусалим, читаем: «Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет» (Откр.21,25). Как понимать эти слова? Свт.Димитрий Ростовский поясняет: «При Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены. Потому и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал Петру и прочим апостолам, как бы говоря: Мне они не нужны; носите их вы и без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут».«Не войдёт в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21,27). Вознесение Сына Божиего есть видимое сокрытие Его до времени Второго пришествия, когда Он приидет так же «нечаянно и непредвиденно», «явно и торжественно», «на облаке и с телом». Одновременно с воспоминанием о видимом сокрытии Христа и обещании Второго пришествия Церковь вспоминает и слова Спасителя, сказанные Им перед Вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20).
«О, как радостна причина Вознесения Господня! Он вознёсся на Небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего безпрепятственного восхождения на Небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!» — писал свт.Димитрий Ростовский.
Адрес: 196620, СПб, г.Пушкин,
Софийская пл.,1. Тел. (812) 467-14-20.

Подготовила Елена КРУЧИНИНА

предыдущая    следующая