Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Русский воин

«Я МОЛЮСЬ ЕВГЕНИЮ РОДИОНОВУ!»

— Вы посмотрите, какой здесь пейзаж: тишина, покой… Красиво как, благостно!.. А ведь это один из бандитских районов — довольно опасное место!
Мы с отцом Димитрием Василенковым смотрим видеозапись его паломничества на место гибели воина Евгения Родионова. На экране — чеченские зелёные горы. В небольшой ложбине среди густого кустарника поставлен грубо сколоченный православный крест, вокруг креста задумчиво стоят наши солдаты. Они одеты не парадно, и нет в них даже тени того привычного, отработанного благочестия, которое отличает наших паломников… Но видно, что святость этого места ясна им куда больше, чем нам: они-то знают цену солдатской крови и цену солдатского мужества перед лицом неизбежной смерти. Они видели глаза врагов, они понимают, что значит остаться один на один с убийцей. Никто из них не хочет умирать, и каждый постоянно рискует жизнью. Им в полной мере ясна святость их собрата — Евгения Родионова, 10 лет со дня гибели которого мы отмечаем в эти дни.
Иерей Димитрий Василенков, заместитель председателя Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами Санкт-Петербургской епархии, окормляющий наших военных на Кавказе, рассказывает:
— Это военные разведчики, это вам не институт благородных девиц… Скажу честно: ребята не подарок. Да, к православной вере они относятся с почтением! Но воспитания православного им ещё ох как не хватает… Однако не в том дело. Дело вот в чём: меня несказанно поразила глубокая тишина, царящая в самом сердце этого бандитского места… Особая тишина, присущая только настоящим святыням. Глубокий мир и покой. Я подумал было, что мне это мерещится — самовнушение, что ли… Посмотрел украдкой на ребят, — у них на лицах написаны те же самые чувства: просветлённость, сосредоточенность, молитва. Да, молятся солдаты и к кресту этому самодельному прикладываются — и всё это у них от сердца, искренне. Как радостно мне стало! Мы расселись вокруг, посидели минут десять… Все молчат, все погружены в себя, все спокойны и сосредоточенны, — ощущение мира и покоя объединило нас. Для меня та поездка стала одним из самых памятных, самых целебных для души паломничеств; я и раньше-то никогда не сомневался в святости воина Евгения, не было и тени сомнения, — но после нашей поездки укрепился ещё более.
— Приходилось ли вам молиться воину Евгению?
— А как же иначе? Всегда ему молюсь. Помощь-то нужна. Я же в городах не сижу: всё по горам да по горам, — а дороги знаете, какие… Вот и молишься постоянно: «Господи спаси! Пресвятая Богородица, помоги! Воин Евгений, не оставь в дороге!» И всё милостью Божией происходит удачно. Но добраться до заставы, укрытой далеко в горах, — это полдела; главное — чтобы поездка была полезной! Приезжаешь и начинаешь общаться с ребятами: говоришь, говоришь, говоришь… Служба такая: основной вид деятельности — общение. Но это же не просто языком чесать: надо отыскивать самые нужные, самые доходчивые, самые проникновенные слова. С тобой часто спорят — значит, надо тут же найти меткое слово, чтобы ответить спорщику, убедить сомневающегося. Словом, нужно быть и Златоустом, и Цицероном, иначе никак; ну, а я, увы, далеко не всегда поднимаюсь до вершин красноречия. Что делать? Снова молюсь: «Господи, дай мне нужные слова! Воин Евгений, вразуми ребят!» И что же? Вечером беседовал с солдатами, убеждал принять крещение — вызвались двое. Утром начинаю крестить — а их одиннадцать пришло! Стало быть, за ночь что-то произошло в солдатских сердцах, какая-то внутренняя работа, какое-то озарение… И я ни в малой степени не чувствую своей заслуги, я понимаю: это воин Евгений с помощью Божией вразумляет своих соратников. Вот та главная благодатная помощь, которую я получаю от Жени Родионова.
— Как по-вашему, батюшка, подвиг воина Евгения — это единичный случай в Чеченской войне? Или, может быть, кто-то из наших солдат совершал нечто подобное?
— Вопрос неизученный. Вы же знаете, как у нас поставлена информация о кавказских событиях… Удивительно, что мы и о Евгении-то узнали… Но я уверен, что подобных подвигов было много. Во-первых, я напомню вам о протоиерее Анатолии Чистоусове и о многих других священниках: батюшки жизнь свою за веру Христову положили, за ближних своих… И солдаты, разумеется. Сколько ребят попало в плен в Первую Чеченскую? Сотни… Сколько предателей мы знаем? 12 человек! А остальные? После преступного Хасавюртовского сговора большинство пленных осталось у чеченцев; и потом повсюду находили тела наших замученных солдат. Предателей не убивают, — убивают тех, кто не сдаётся. Понятно, что не всех принуждали отказываться от веры Христовой и не каждого, погибшего в чеченском плену, мы вправе считать святым, но всё-таки их гибель есть свидетельство мужества.
…Когда едешь по Аргунскому ущелью, издалека видишь большую трубу-камнедробилку. В Первую Чеченскую в эту трубу живыми сбрасывали наших пленных. Вы понимаете, как действует камнедробилка? Снизу вылетали только куски мяса. Разве эти ребята не хотели жить? Разве их не страшила такая ужасная гибель? Но никто из них не купил жизнь ценой предательства. А разве не известно, как распинали наших солдат?..
Они у Господа все. Никто у Него не забыт. Ничей подвиг Он не оставил неоплаченным. Я верю: переменятся времена, и мы всё узнаем. Мы узнаем имена многих людей, принявших смерть столь же достойно, как Евгений Родионов. Но воин Евгений навсегда останется в первом ряду — первый явленный Господом святой этой войны.
— Вы всё время говорите о воине Евгении как о святом. Но ведь он же ещё не канонизирован… Более того: сейчас всё чаще раздаются голоса «сомневающихся» в его подвиге. Кто-то усиленно ищет компромат на Евгения, на его мать…
— Гибель воина Евгения — это мученичество за веру Христову. Я не знаю, как назвать это иначе. Человек перед лицом гибели отказался снять крест: какие тут могут быть подходы и толкования? Какая иная — «альтернативная»! — точка зрения? Слово «гибель» для людей гражданских звучит несколько абстрактно, но представьте себе, что вы смотрите в лица людей, ненавидящих вас, ненавидящих вашу Родину, ненавидящих вашу веру; вы знаете, что сейчас эти люди подвергнут вас ужасной казни: скажите честно, хватит ли у вас сил не отступиться?.. Вы говорите, что кто-то собирает компромат… Не знаю, не слышал. Я просто не смотрю в ту сторону. И безполезно пытаться внушить мне что-то: я собственными глазами вижу войну, я знаю наших солдат, я молюсь воину Евгению и получаю помощь от него. С матерью его, Любовью Васильевной, я лично знаком и глубоко уважаю эту сильную и добрую женщину.
Но, конечно, меня нисколько не удивляет, что память Евгения Родионова пытаются облить грязью. Сейчас всё святое, всё родное нам, всё прекрасное щедро поливают грязью каждый день. Кто-то очень боится: вдруг русская молодёжь станет брать пример не с Бориса Моисеева, не с обитателей «Дома-2», а с наших современных героев!.. Тогда всё пойдёт насмарку: все двадцать лет отчаянной промывки мозгов, все усилия, все деньги, вложенные в ТВ, в эстраду, в нынешнюю «культуру»!
А то, что воин Евгений ещё не прославлен официально, — так это вопрос времени. Вот повернётся колесо истории… В конце концов, и блаженную Ксению почитали за много-много лет до её канонизации. Но меня глубоко огорчает, что даже патриотическая и православная литература не замечает нынешних героев. Приходишь на выставку «Православная Русь», смотришь книги, посвящённые русской воинской славе, и создаётся впечатление, что слава эта осталась в прошлых веках: о современном мужестве из этих книг нельзя узнать ничего. Но скоро выйдет в свет книга, подготовленная нашим отделом: это плод усилий многих горящих сердец, патриотов своего Отечества, тех, кто и сейчас выполняет боевые задачи на Северном Кавказе. Называется она «Из смерти в жизнь». Книга рассказывает о помощи Божией нашим современным воинам. Это документальное повествование, в котором сами военные рассказывают непридуманные истории о помощи Божией нашим воинам в  Афганистане, в горах Северного Кавказа. Читаешь и поражаешься: какую же силу даёт Господь нашим воинам!.. Они защитники России, а значит, и защитники веры православной, потому что если России не будет, то сохранится ли вера? Нет. Если диаволу удастся разделить Россию на несколько колониальных государств, то следующим его шагом будет разделение Церкви: станут плодиться ереси, секты, оккультные учения, чтобы, по слову Гитлера, в каждом русском селе была своя секта… А если рухнет Православие в России, то и во всём мире ему не удержаться. Долго ли разделаться со всеми прочими Поместными Церквами? Мир и не заметит их исчезновения.
Будущее России под вопросом, и, может быть, скоро всем нам придётся побороться за Родину. Сколько времени отпущено русским, мы не знаем. Как можно сокрушить Россию? Надо ввергнуть страну в состояние управляемого извне хаоса. Враги спровоцируют в стране межнациональные конфликты, взорвут Кавказ… Или другой вариант: можно втянуть нас в некий мировой конфликт, наподобие того, каким сейчас охвачен арабский мир. Нам скажут: «Мы ваши союзники! Давайте вместе отправимся в крестовый поход против этих нелюдей, давайте очистим мир от заразы!» И Россия ввяжется в ненужную ей войну, и война эта окончательно подорвёт её силы, превратится в гражданскую бойню; а затем — интервенция под видом помощи, контроль над ядерными объектами — и наша страна сдаётся врагам без единого выстрела. Это намного выгоднее, надёжнее и безопаснее, чем метать в нас ядерные бомбы. Может ли пройти такой сценарий сейчас? Да, если в стране главная идеология — «Делай деньги и будь успешным любой ценой», если ширится раскол между властью и народом, если армия, правоохранительная система, экономика реформируются — и результаты реформ более чем спорны.
Но если Россия — сильная держава, с твёрдой властью, боеспособной армией, если она движима поистине национальной идеологией, основанной прежде всего на вере православной, то никто не захочет напасть на нас и не сможет втолкнуть нас в мировой конфликт помимо нашей воли. Без веры России не выстоять, и поэтому нам сейчас и нужны наши герои, нам нужен воин Евгений.
— Отец Димитрий, во время прошлой нашей беседы вы назвали имена наших воинов на Кавказе, о здравии которых стоило бы молиться всей православной России. Может быть, теперь пришло время помянуть павших? Назовите их имена.
— Как не помянуть?.. Александр, Никита, Александр, Сергий, Константин, Константин, Юрий, Тимофей. Воин Руслан (не помню его православного имени), офицер, погиб в 2009 году, в засаде, не выпуская из рук оружия. Герой России, офицер отряда специального назначения «Витязь» Дмитрий Серко. Недавно во время спецоперации в Ингушетии погибли воины Роман, Сергий, Александр — я узнал об этом во время последней командировки. Гибнут ребята, жизнь свою за нас отдают, кладут её на алтарь Отечества — хоть там и не произносит никто таких высоких слов, но суть их подвига всё равно высока. Они воюют с боевиками, с частью мирового зла, чтобы зло это не излилось на нашу Родину. Их имена и после смерти способны послужить России — если мы будем помнить их, молиться за них, брать с них пример.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая