Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Широки врата…

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДОСТОЙНОГО ПРИЧАСТИЯ

Об этом говорил апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11,28—29). Из слов ап.Павла видно, что он считает недостойно причащающимся того, кто не рассуждает о Теле Господнем, т.е. принимает без веры — как простой хлеб. По мнению Святых Отцов, недостойно причащаются имеющие злобу на ближнего и находящиеся во вражде, имеющие неисповеданные смертные грехи, заражённые еретическими учениями. Последствиями недостойного причащения бывают недуги, как духовные, так и телесные. Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении: «Братия приступили к принятию Святых Таин. Как только некоторые простирали руки, бесы, как бы предупредив священника, клали им на руки уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и с ужасом далеко убегали. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании Святых Таин».
Но надо избегать и другой крайности: отказываться от регулярного участия в этом великом Таинстве под предлогом недостоинства. О таких говорит прп.Иоанн Кассиан Римлянин: «Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от Святого Причастия… И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению… Мы не должны уклоняться от причащения Господня  из-за того, что сознаём себя грешниками, но ещё более и более с жаждой надобно поспешить к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми».  
Благословение на причащение даёт священник, который принимает исповедь.
Иеромонах Иов (ГУМЕРОВ), кандидат богословия, насельник Сретенского монастыря

предыдущая