Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

«БЛАГОДАРИТЕ БОГА, ЧТО РОДИЛИСЬ В РОССИИ»

Старец Николай Гурьянов родился 24 марта 1909 года. Для русских людей нашего времени он был таким же светочем любви Христовой и радости, каким был прп.Серафим Саровский более столетия назад. Бог наградил о.Николая многими талантами: прозорливости, чудотворения, даром исцеления. Открыл и время его кончины. При последней встрече со священником Псковской епархии и духовным другом о.Борисом Николаевым батюшка вдруг сказал: «Давайте споём тропарь Успению Божией Матери». Старец отошёл ко Господу во время Успенского поста — 24 августа 2002 года.

«Среди ночи Небеса отверзаются, и…»

Старец любил вспоминать о своём блаженном детстве: «Меня в детстве все «монахом» называли. А я рад, я действительно монах. Никого, кроме Господа, не знал и не искал… У меня своя келия была: иконочки везде стояли, молитвословы, книги духовные. Однажды, когда красные бушевали, в окно влетел снаряд, но не разорвался — Господь уберёг. Место наше, Чудские Заходы, больше эстонцами населённое. Я мальчонкой соберу всех — Луззи, Магда, Сальма, Эдвард — и говорю: «Давайте с крестным ходом пойдём!» Возьмём кресты, иконы… я впереди шёл и пел: «Господи помилуй…». А оставаясь один, пробирался в баню, покрывал плечи накидушкой с подушки и служил литургию. Даже кадило сделал. И плакал, славя Господа. Всегда любил ночную молитву, потому что среди ночи Небеса отверзаются и Ангелы внемлют… Любил бывать на кладбище, молился и плакал об усопших».
Воспитателем и духовным другом юного подвижника была его мама. Екатерина Степановна одна воспитала четырёх сыновей после ранней смерти мужа, Алексея Ивановича. Колю она научила молитве и постоянному предстоянию пред Господом. Научила любви ко всему живому. «Я с шести лет голубей кормлю, мамушка говорила, что они Бога благодарят», — говорил батюшка, всегда окружённый стаей голубей во дворе своего домика на острове. Ещё они с мамой держали в доме котов, которые были как члены семьи.
Исповеднический дух был внушён Николаю Самим Господом. Он рассказал своей помощнице монахине Рафаиле: «В юности, направляясь на встречу с друзьями, у гумна с пшеничным зерном я увидел сидящего Господа нашего Иисуса Христа… Он сказал: «Никогда не ходи на гулянья!» С тех пор возлюбил он Крест Христов и этой любовью делился с друзьями. В годы старческого служения на острове старец часто в ответ на вопрос: «Как жить, чтобы спастись?» пел или читал тропарь Кресту Господню: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Получая профессию учителя на биофаке петербургского пединститута, Николай явно готовил себя к исповедническому служению. На это его вдохновил подвиг духовного отца, митрополита Вениамина (Казанского), и, возможно, прмц.Марии Гатчинской.

«Меня согревала молитва Иисусова»

Причиной первого ареста Николая было его смелое слово в защиту уничтожаемых храмов: «Что вы делаете? Ведь это храм, святыня. Не уважаете святого — поберегите хотя бы памятник истории и культуры и подумайте о Божием наказании, которое за это будет!» Его исключили из института, начались мытарства: Николай служил псаломщиком в с.Ремда под Псковом, преподавал в школе математику, физику, биологию, потом — питерские «Кресты», тюрьмы, лагерь… Осенью 1931 года ссыльный Гурьянов прибыл в Сыктывкар, бежал, был пойман и направлен на строительство железной дороги до Ухты и Воркуты.
О.Николай не раз был на краю гибели. Однажды его придавило вагонеткой, в другой раз упал на ноги рельс… Но самой страшной была пытка, какую претерпели мученики севастийские, — стояние в ледяной воде. Все страдальцы умерли, выжил только о.Николай. Он говорил: «Меня согревала молитва Иисусова, я не чувствовал холода». А сколько потом батюшка выстоял на больных ногах литургий, сколько принял людей, стоя у калитки своего домика!
О тех страшных годах батюшка рассказывал: «Люди исчезали… ночью уводили по доносам… Я долго плакал о самых дорогих, потом слёз не стало… Мог только внутренне кричать от боли… Страх всех опутал, как липкая паутина. Кабы не Господь, человеку невозможно вынести такое… Сколько духовенства умучено, архиереев истинных, которые знали, что такое крест, и шли на крест… Всюду трупы заключённых лежали непогребённые до весны. Кто-то ещё жив: «Хлеба, дайте хлеба…» — тянут руки. А хлеба-то нет! Так было со Святой Русской Православной Церковью — её распинали». Теперь эти муки народа получили название Русской Голгофы. Из лагеря будущий старец был освобождён 23 марта 1934 года. Во время войны в армию Николай Гурьянов не попал из-за болезни ног. Это же уберегло его и от «угона» в Германию.
Во время войны Николай Гурьянов оказался в Прибалтике, где в феврале 1942 года был рукоположен во диакона, а через два месяца и во иерея будущим новомучеником — митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским). В годы его служения в Гегобрастах к о.Николаю приезжал семинарист Иоанн Миронов, ныне настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ. О.Иоанн вспоминает: «В католическо-лютеранском окружении жилось нелегко, но старец покрывал всех любовью. Помню, однажды сели за стол, вдруг в окно стучат, милостыню просят. Батюшка подал что-то, пригласил чайку попить. Я говорю: «Какие же это нищие — с золотыми зубами?» А он мне ласково: «Я знаю. Это местный ксёндз послал их разведать, кто ко мне приехал, о чём говорим…» — и улыбнулся, никого не осудив.
Любовью и простотой спас батюшка от закрытия Никольский храм. Пришли к нему из НКВД, говорят: «Есть сведения, что вы против колхозов выступаете, паству против советской власти агитируете». А у о.Николая на кухне свила гнездо ласточка, и он её оберегал. Показал старец на ласточку и отвечает: «Как я могу препятствовать такому серьёзному делу, когда даже малую пташку не могу тронуть. Ваше дело — государственное, моё — духовное». Такие простые слова возымели действие, и храм не тронули».

На острове
Талабском
В 1951 году о.Николай закончил Ленинградскую Духовную семинарию, три года проучился в Духовной Академии. В 1958 году переселился на рыбачий остров Талабск середь озера Псковского.
Когда к нему стало ездить много посетителей, старец принял на себя подвиг юродства. Со временем люди научились понимать его язык. Если он бил кого-то по щеке — люди понимали, что так старец изгонял какую-то страсть. Если быстро бежал впереди человека — значит, того вскоре откуда-то погонят. Если брал себе какую-то вещь: священнический крест, платок, скуфейку, — а потом возвращал — это означало, что он берёт на себя часть служения человека, разделяет с ним его крест. Иных заставлял съесть больше, чем человеку хотелось, — питал своей благодатью на будущее время или таким образом обличал человека в грехе чревоугодия и лечил от него. Если начинал усиленно кормить то горьким, то сладким — значит, делился благодатью или предсказывал испытания. Настоятельница Пюхтицкого монастыря игумения Варвара рассказывала: «Приехал он однажды к нам, сели завтракать. Батюшка берёт мой стакан с чаем, кладёт в него сахар, соль, варенье, кусочек селёдки. Полил всё постным маслом, размешал и подаёт: «Выпей, матушка, только до дна!» Глотка три выпила, а больше не могу. Он успокоил: «Что не сможешь, я допью». И допил».
«Батюшка говорил прикровенным языком. Он видел сердце человека и не имел нужды в свидетельствах. Бывало, мы приезжали с мужем к нему, двор полон народу, он обращался вдруг ко мне: «Зинаидушка, где супруг твой?» — «Так вот ведь он стоит рядом». — «Передай ему от меня поклон». И так до трёх раз, пока помазывал маслицем или разговаривал с людьми. Так он давал понять, что муж мой только телом находился здесь, а духом был далеко».

Изречения
старца Николая
Живи просто — доживёшь до ста.
Надо жалеть неверующих людей и молиться, чтобы Господь избавил их от вражеского помрачения.
Радуйтесь и благодарите Бога, что вы родились в России, что вы — православные.
Цель нашей жизни — вечная жизнь, вечная радость, Царство Небесное, чистая совесть, покой — и всё это в нашем сердце.
По книге Л.Ильюниной «Старец протоиерей Николай Гурьянов. Жизнеописание. Воспоминания. Письма» (СПб, 2011).

предыдущая    следующая