Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Страницы Русской славы
МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ!

Подошедши к гробнице Петра I в Петропавловском соборе, митрополит Платон прикоснулся к её покрову и обратился к почившему императору с вдохновенным воззванием: «Мы тебе, как живому, вещаем, слыши: флот твой в Архипелаге, близ берегов азийских, оттоманский флот до конца истребил…» Эту речь митрополит Платон произнёс в честь победы русского флота над турецким в знаменитом Чесменском сражении (бухта Чесма, 7 июля 1770 н.ст.).
«Орёл» попал в силки Кутума
Но это будет потом — и великие баталии, и слава. А первым русским боевым кораблём был «Орёл», названный так в честь русского государственного герба. Представьте себе: солнечный день 19 мая 1668 года, на берегу Оки у верфи на спусковых салазках стапеля высится двухпалубный красавец корабль, созданный, кстати, по проекту русских, а не заморских, корабельных мастеров — Якова Полуектова и Степана Петрова. По тем временам «Орёл» был совершенным судном: длина 24,5 метра, ширина — 6,5, а осадка составляла 1,5 метра. Вооружение — 22 пищали (небольшие пушки), экипаж — 22 матроса и 35 стрельцов, т.е. «солдат корабельных». Увы, судьба сурово обошлась с первенцем русского флота. Летом 1669 года «Орёл», яхта, вооружённый струг и ещё две сопровождающие шлюпки пришли в Астрахань, где и были захвачены буйным воинством Степана Разина. Опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует военный корабль против восставших, Разин отдаёт приказ загнать «Орёл» в протоку Кутум, где корабль безславно ветшал в течение многих лет. И пусть «Орлу» не удалось выполнить задачу по охране судоходства на Каспийском море, роль его велика — ибо с него началась славная история русского военного кораблестроения.
Мастера «добрых пропорций»
20 октября 1696 года родился регулярный Российский флот. Именно в этот день Боярская дума, конечно, по настоянию Петра I, издала «приговор» (т.е. указ), в котором постановила: «Морским судам быть». «Приговор» этот превратил российское континентальное государство в великую морскую державу. Впрочем, это скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается: нужны были люди умелые и средства немалые. Пётр дело решил просто: строителями кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семёновского полков, согнанные со всех концов матушки-России плотники да с полсотни заморских умельцев. Пётр понимал, однако, что на иноземцев надёжа худая и надобны добрые мастера из своих. А потому для изучения корабельного и морского дела царь сам под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова поехал в 1697 году в составе Великого посольства в Голландию и Англию да отправил туда же на учёбу сотню молодых людей из дворян потолковее. Пётр, вопреки расхожему мнению, старался окружать себя способными русскими людьми. Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от самого царя, а в помощники он выбрал себе Ф.Головина и Ф.Апраксина. Из корабельных мастеров, а этот чин приравнивался к чину капитана III ранга, особенно славились «мастера добрых пропорций» Ф.Скляев, В.Шилов, Ф.Салтыков, Г.Меншиков. История сохранила даже имена лучших подмастерьев — Ивана Немцова, Мокея Черкасова, Константина Юрьева, Юрия Колуенова, Фёдора Пальчикова — вот как высоко ценил Пётр I мастерового человека!
К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. А в январе 1721 года указом Сената и вовсе было запрещено принимать иностранцев на службу во флот.
Историческая поправка
Исторической правды ради следует поправиться, что строительство флота Петром I, собственно, было начато ещё в конце 1695 года, почти за год до принятия думского «приговора», — после возвращения из неудачного первого Азовского похода. Пётр согнал в «кумпанства» духовенство (17 кумпанств) и дворянство (18 кумпанств), в обязанности которых входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Так, духовенство должно было построить один корабль от 8000 дворов, а дворянство — от 10 000 дворов. Дворяне же, имевшие менее 100 дворов, от строительства освобождались, но должны были ежегодно вносить по полтине с каждого двора. А в декабре 1696 года был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и… иностранными купцами, чтобы не зря русский хлеб ели.
Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске. Осенью 1698 года часть судов была спущена на воду, а весной года 1699-го в Азовское море вышла уже эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них — 46-пушечном корабле «Крепость» — Пётр I отправил для переговоров в Константинополь думного дьяка Е.Украинцева. Но «Крепость» шла не одна — русский царь лично сопровождал её с эскадрой из десяти кораблей, двух галер и двух судов до самой Керчи. Эта демонстрация мощи русского флота, выросшего вдруг как грибы, немало способствовала подписанию в 1700 году мирного договора с Турцией.
От Азовского флота к Балтийскому
Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 года. За это время было построено 215 судов, в том числе сорок четыре 58-пушечных корабля. Увы, после Прутского договора (1711), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил своё существование. Но опыт, накопленный при его строительстве, пригодился при строительстве Балтийского флота, который сыграл важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери. К 1725 году во флоте служили более семи тысяч человек. Офицеров и кораблестроителей готовили в русских специальных школах — Навигацкой и адмиралтейских и Морской академии.
…«Государевы игрушки» — чуть насмешливо называли возню юного царя с потешными войсками и первыми «судами», плававшими в озере. К чему привели эти забавы? В 1696—1725 годах — всего за 30 лет! — были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Новейшая история показывает, что за чуть меньший период демократическая Россия развалила доставшийся ей в наследство мощный советский флот — пустив на дно субмарины, порезав на куски боевые корабли. Создадим ли новый, способный поддержать былую славу великой морской              державы? В 1696—1725 годах флот России одержал первые крупные победы в морских сражениях при о.Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.
Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая